История создания того или иного фильма подчас не менее интересна, чем история, которую он рассказывает. Более того, ознакомившись с ней, порой начинаешь лучше понимать, отчего картина получилась именно такой - например, становится понятно, отчего в «Харлоке» 1978 года у Эмеральдас нет её шрама, и зовут её немного иначе. Экранизации различных произведений Лэйдзи Мацумото вообще рождались в муках и изначально практически никак не были связаны друг с другом. Adieu Galaxy Express - единственное среди них прямое продолжение, все же прочие оставались сами по себе, и то, что сейчас их пытаются увязать в единое целое - это вызывает как минимум недоумение. Начался же процесс «объединения» именно с «Легенды Мэйтель», которую мы сейчас и будем деконструировать.
С одной стороны, данный видеофильм о двух сериях позиционируется как своего рода продолжение «Королевы Тысячелетия», в статье о которой я упоминал, что во времена оны ходил слух, будто бы Яёй Юкино (главгероиня «Миллении») - это Мэйтель в юности. Времена те давно миновали, и теперь создатели «Легенды Мэйтель» на полном серьёзе утверждают, что в действительности Яёй - это Андромеда Промесиум, мать Мэйтель и её главный противник в классических версиях «Галактического экспресса». Рассчёт, видимо, делался на то, что ни один современный зритель «Королеву тысячелетия» всё равно не видел и никогда не увидит, т.к. сюжеты как сериала, так и полнометражного фильма ни в коем случае не позволяют отождествить Яёй с Промесиум. Её, конечно, пару раз называют этим именем, но это ровным счётом ничего не значит. Вы же не считаете, что Харлок из Gun Frontier и Харлок из Endless Orbit SSX - это один и тот же персонаж?
Как бы то ни было, с другой стороны «Легенда Мэйтель» является предысторией «Галактического экспресса» и в этом качестве выглядит куда более убедительно - не в последнюю очередь благодаря тому, что заглавная героиня никогда ещё не была столь очаровательна. Предыдущие её воплощения тоже всегда отличались тёплой красотой и неземным обаянием, подчас заставляющим закрыть глаза на многочисленные недостатки фильмов с её участием, а теперь к ним прибавился ещё и совершенно бесподобный дизайн. Видеоряд в целом не демонстрирует ни шикарной анимации, ни завораживающих пейзажей, ни красивых спецэффектов (последние, как это нередко случалось в докомпьютерную эпоху, выглядят порою весьма топорно), но огромные, окружённые длинными пушистыми ресницами глаза Мэйтель и Эмеральдас, их густые волосы, волнами ниспадающие на узкие плечи, тонкие черты лиц - западают в душу и не выходят из головы. Местный дизайн представляет даже самостоятельную ценность: кино может нравится или не нравиться, но таких милых созданий вы вряд ли найдёте где-нибудь ещё.
Какую-нибудь школьно-романтическую комедию в подобной визуальной стилистике оторвали бы с руками и ногами, но в данном случае бесподобный дизайн главных героинь лишь оттеняет трагичность их истории, которая, как ни странно, полностью оправдывает своё название. Если любое аниме со словами galaxy express в названии - сказка, то их общая предыстория - это именно легенда. И, как всякая легенда, она печальна, оснащена несколькими по-настоящему жуткими кадрами и жестока как к зрителю, так и к собственным героиням. Они живут в мире, умирающим у них на глазах, они ничем не могут помочь своей матери, которую так любят... их конфликт с Андромедой Промесиум можно рассматривать как некую метафору вступления во взрослую жизнь, но в первую очередь это всё же трагедия потери близких людей, тема, близкая и понятная каждому из нас - возможно, именно оттого этот фильм производит столь сильное впечатление. Он не лишён пары опереточных злодеев и кое-каких эпизодов в стиле «давай раздавим белого мышонка и будем плакать», однако даже это не в состоянии затмить настоящих, сильных и чистых чувств.
«Легенда Мэйтель» оставляет странное, депрессивно-лирическое послевкусие. Как подобает настоящей легенде, она проводит своих героев через тяжелейшие испытания (не столько физические, сколько психологические) и отказывает им в праве на счастье в земной жизни. Её создатели блестяще справились с очень непростой задачей сотворения адекватной предыстории «Галактических экспрессов», и результат их трудов действительно проливает несколько дополнительных лучей света на вселенную Лэйдзи Мацумото, но он ценен и в отрыве от неё. Этот фильм вряд ли захочется посмотреть второй раз, но и жалеть о первом просмотре придётся едва ли. Он - мрачный и жестокий, но в то же время - глубокий, искренний и честный, наделённый всеми теми качествами, которых зачастую так не хватает современному аниме © Фёдор Мастихин, 2007.05.07