Хронологически
последняя экранизация культовой
манги Осаму Тэдзуки "Император джунглей". Переосмысляет экологическую проблематику (спустя полвека после выхода манги) через
актуализацию темы "природа — технологии". Собственно тема мультфильма заявлена в самом его начале через довольно резкую монтажную склейку кадра с видом на гору, очевидно, вулканического происхождения, и кадра с экраном монитора, транслирующего вид на ту же самую
гору. Первый кадр склейки оканчивает эпизод знакомства с протагонистом Лео и его отцом Панджу, а второй начинает эпизод знакомства с антагонистом Кэндзо Оямой и вторым протагонистом мультфильма, его сыном Кеничи. Выстраиваются закономерные оппозиция
"люди — животные" и
"отцы — дети". Тем временем за кадром звучит мужской голос: "
Джунгли мертвы. Это мы убили их". Наконец зритель осознает, что вступительные кадры повествовали вовсе не о прекрасных, но жестоких африканских джунглях, а об искусственной, подчиненной человеческой воле среде обитания, называемой "
Нео-джунгли".
В своей презентации Кэндзо Ояма упоминает об ответственности человечества за некую экологическую катастрофу. Однако не стоит очаровываться его речью. Презентацию он оканчивает тезисом о создании "новой природы", закладывая тем самым плодородную почву для развития следующих тем:
"естественная природа — искусственная природа", "воля — неволя" и "человек — Бог". Другой далеко не второстепенный вопрос, которые задает этот мультфильм, это "а
в чём, собственно, заключается истинная сила?" (/в чем сила, брат?). Помимо него, в мультфильме поднимаются вопросы, затрагивающие
проблему дружбы, взросления, места и роли традиционных основ жизни во времена "наступающего будущего", смерти, самопожертвования, (рас)платы и мн. другого.
Персонажи.— Из мультивселенной Осаму Тэдзуки в мультфильм перекочевали белый лев
Панджа, его сын
Лео, а также мальчик
Кеничи.— В серии "Император джунглей" присутствовали
мама-львица (в данном экранизации имя изменено на Элайза) и
черная пантера (не в качестве клона, но точно в качестве героя-бунтаря, отдающего жизнь за главного героя — в мультсериале 1989 г. похожий персонаж точно присутствовал).
—
Оригинальными персонажами являются главный антагонист, отец Кеничи, и морально "серый" персонаж
профессор Хикава.
Финальное сопротивление животных и разрушение ими машин (восстание природы естественной против природы искусственной, человеческой) не носит знамя убийства (против чего и выступает Панджа — как и в прежних экранизациях, когда заверяет соплеменников о том, что "убийство вовсе не выход", так и в настоящей).
Однако сам исход истории совсем не совпадает с улыбающимися лицами Лео и Кеничи и той радостной музыкальной темой, которая сопровождает титры. Печальное выражение лица профессора Хикавы красноречиво намекает на то, что будущее их крайне туманно.
Анимация.Очень средняя и очень невыразительная анимация. В сравнении с адаптациями прошлых лет
насыщенность и яркость цвета (что в принципе естественно для анимации 2010-х гг.) значительно возросла. Выдающего крайне мало, но было бы преступлением не отметить то хорошее, что все-таки было:
Во-первых, очень
выразительный, контрастный стиль флешбека о джунглях, истощенных засухой.
Во-вторых,
интересное решение с переходом от одного кадра к другому, когда рука с искусственными когтями постепенно становится монохромный и будто бы оборачивается вокруг белого льва. В этом было несколько интересных значений: потеря цвета превращает вполне себе материальный предмет (руку) в чистый символ; символ руки может означать "власть" (в данном случае, конечно же, власть человека над белым львом означает власть над всем животным царством); искусственные когти на руке Оямы красноречиво намекают на то, кто в этой истории является истинным хищником, самым жестоким и кровожадным; разумеется, желание контролировать животный мир вполне подтверждает "божественные" намерения человечества (мол, сами теперь будет творить и уничтожать реальность).
Дизайн персонажей. Если вы тоже ощущаете смутные вайбы от Кода Гиасса, то не удивляйтесь (как это делала я), посмотрите на фильмографию режиссера
Горо Танигути.Вопросы.Их достаточно. Все они касаются устройства мира и мотивировок персонажей.
Больше всего меня возмущало то, что в угоду сюжету
главного злодея понесло во все тяжкие.
И некоторые другие вопросы (но далеко-о-о не все):
- Откуда есть пошла способность Кеничи понимать язык животных?
- Как Тото смог сбежать из лаборатории? И почему, черт возьми, его не пытались уничтожить раньше? Он ведь успел вырасти и стать довольно взрослой и довольно опасной пантерой.
- Когда Панджу успел стать "императором джунглей", если мама Лео рассказывала, что попала в "Нео-джунгли" в таком же возрасте, в каком находится сам Лео?
- Почему, кстати, Кеничи испугался белого льва, но совсем не испугался черную пантеру и ДАЖЕ ПОПРОСИЛ СФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ С НЕЙ?
- Для чего (с точки зрения сюжета) ввели персонажа-самоубийцу?
- Зачем надо было воскрешать Гоуду (который чисто физически после экзекуции током не мог воскреснуть), буквально трансгрессируя его в локацию к Лео и Коко, только для того, чтобы он дал Коко по голове, свершив свою тупую и бессмысленную месть, после чего упал с огромной высоты и умер уже окончательно? Только для того, чтобы Коко сказала "вот теперь я точно не смогу сделать это вместо тебя, Лео, так что иди и справляйся с главным гадом сам! ... ради меня!".
- Насколько было адекватно рисовать в финальной сцене пингвинов со звучащей на фоне речью Лео о том, что они смогут вернуться в "старые новые джунгли (пингвинам, Карл!!)"? Я молчу, что обитателям саванны тоже должно быть тяжко в джунглях, но... пингвинам (!!!).
Зрительская рекомендация. Рекомендую смотреть, если:
— Вы в
настроении ненавидеть людей;
— Есть
потребность в милоте. Лео в принципе отвечает за "
каваи" в этом мультфильме. Его коммуникация с окружающим миром, особенно с Кеничи, заставит ваше холодное сердце согреться ^___^ (мое так точно заставило).
Рекомендую показывать
детям и взрослым, не особо притязательным к изображению и тонкостям сюжета.