Первая часть рецензии выполнена в общем ключе и почти свободна от спойлеров, вторая - их концентрат.
Довольно часто встречаются утверждения, что SAO - плохое аниме. Сразу позволю себе внести правку: SAO содержит спорные элементы.
Думаю, ни для кого не секрет, что SAO - это экранизация новелл Рэки Кавахары. Поэтому начнём разбор с самого автора.
Особенностью творчества Рэки Кавахары является то, что он переосмысляет зацепившие его реальные события, а потом как бы вписывает их обратно в реальность. Его персонажи живут в одном городе с автором, делают и говорят то, что заботит автора, и выглядят по-японски говоряще. Начал писать Кавахара в 2001 году, судя по всему под влиянием "Матрицы" и "Звёздных войн".
- Нулевая проблема SAO - арка "Айнкрад", первая попытка Кавахары преподнести нам свою сагу, безжалостно порезав её до заданного конкурсом новелл объёма. Восхитительна атмосферой, и совершенно незаслуженно используется для обвинений Кавахары в переписывании истории. Наоборот, сама арка - переписывание авторского замысла. Айнкрадской атмосферы много не бывает.
- Первая проблема SAO - Кавахара знает о своём мире намного больше, чем успевает писать. Выливается это в характерное построение сцены действия: она напоминает театр, где на первом плане главные герои, за ними - пара второстепенных планов, по заднику бродят тени (от формы которых некоторые фанаты готовы пищать), с разных сторон раздаются звуки (от которых фанаты готовы пищать), и повсюду в виде недосказанных предположений разбросана просто тонна разнокалиберных чеховских ружей. Из-за того, что периодически выходят сайдстори о былом, и в особенности в связи с выходом серии "Прогрессив", Кавахара иногда выходит на сцену, извлекает какое-нибудь завалявшееся более 10 лет назад незаметное чеховское ружьишко, и невозмутимо кладёт на его место чеховскую пушку, размером в раз сто побольше, но о том же. И хотя обнаружение таких чеховских ружей значительно облегчается после изучения авторского стиля и сравнения разных версий между собой, большинство ружей всё ещё не выстрелили.
- Вторая проблема SAO - построение повествования вокруг тезисов, идей и концепций. В основе всегда действие, вектор, а не статичные события. Краткое следствие - ретконы неизбежны, их причины постоянны. Сначала Кавахара придумывает, какие проблемы будут встречаться героям, какой путь они должны пройти, потом в его голове рождается ключевая сцена арки, возможно единственная, которая останется неизменной (до новелл ещё была веб-версия), и уже от неё выстраивается повествование.
- Третья проблема SAO - построение персонажей на системе умолчаний. Все их действия по итогу всегда соответствуют образу, логичны, обоснованы. Просто Кавахара посчитал, что вам не нужно знать сразу всё, и будет очень интересно самостоятельно восстанавливать образы персонажей по их действиям, и постоянно перебарщивает в этом. Рекордсмен по отсрочке раскрытия - Акихико Каяба. Его знаменитая фраза, с лёгкостью трактуемая в момент своего произнесения как "лол, я не помню", начинает звучать совершенно по-другому в середине арки Алисизации, когда нас знакомят с повседневностью этого гениального на всю голову аутиста. Второй яркий пример - "Молния" Асуна (с верхних этажей Айнкрада). Несмотря на осветление по сравнению с веб-версией, и на неизменно милый фасад, "Молния" своим поведением пугает, причём не в бою. В 2015 японские фанаты составили рейтинг "самый страшный, когда злится", и в топе мужского голосования оказалась Асуна, в полтора раза обойдя по голосам Микасу Аккерман (в свою очередь, на один голос обошедшую Синон).
Но это всё авторский стиль, о нём можно спорить, но нельзя называть хорошим или плохим. Переходим к экранизации.
- И сразу получаем четвёртую проблему: экранизаторы SAO фанатеют от Кавахары. Экранизаторы SAO воплощают в анимации каждую авторскую мелкую деталь в ритме великолепного OSTа от великолепной Юки Кадзиуры. Мне иногда кажется, что даже слюни пускают при этом. Работают добротно, качественно. А потом им не хватает бюджета на целые сцены, в т.ч. сюжетно важные, в т.ч. вместимые в 3-5-10 секунд экранного времени. И это плохо.
- Пятая проблема - экранизаторы SAO хотят быть высокохудожественными. Очень хотят. А, к примеру, простые монологи - не очень-то кинематографично, а потому подлежат переработке в высококинематографичную детальную анимацию рук, ног и лиц, на которую целиком всё равно не хватит бюджета. Вместе с предыдущим пунктом это приводит к тому, что от авторской театральной сцены остаётся только передний план, на который иногда вываливаются рояли, в первоисточнике бывшие не в кустах, а где-то на задних планах. И это плохо.
- Шестая проблема - затыкая протекающий бюджет, экранизаторы регулярно тратят его остатки на простые в построении сцены, содержащие отсебятину. Знаменитейший пример - сюжетно несуразное, но довольно статичное "Чёртово зелье".
Непосредственно по фильму.
Всё перечисленное относится и к "Арии в беззвёздной ночи". Фильм рассчитан на кинотеатры и BD-качество, и местами перенасыщен мельчайшими деталями размером с десяток пикселей. Более крупные надписи на английском редко, но всё же иногда тоже требуют ставить фильм на паузу. Ещё есть надписи на японском, но автор рецензии им не владеет. И, как всегда, за счёт перегруженной детализации из сюжета первоисточника потеряны некоторые сцены. И этот характерный для SAO перекос даже немного обиден. Если кто-то смотрел экранку - там этих деталей попросту не видно (в т.ч. обрезан хронометраж). Впрочем, в нормальном режиме просмотра детали тоже ускользают, нужно ставить на паузу. В целом, парадоксальная ситуация, когда вроде бы профессионалы так увлеклись, что фильм как представитель жанра кинематографа теряет в качестве по сравнению с собственной раскадровкой.
- Чёртово зелье. Ну почему. Зачем это снова? Лютый фейл - потратить хронометраж на вид от лица Асуны, как Диабель что-то беззвучно говорит Кирито (фансервис для читателей новелл), но, ****, не дать ни намёка на механику смерти! Аватары, получив смертельный урон, не "разбиваются" сразу, чёртовы зелья не работают мгновенно! В случае Диабеля чёртово зелье попросту бесполезно, и он про это знает! Единственный положительный момент - Диабель "разбился" быстрее, чем в сериале, за вполне подходящий промежуток времени, приделать бы рядом с ним, скажем, плавно падающую в ноль, мигающую и пропадающую шкалу здоровья - и проблема решена! Но - нет.
- Сцена с добиванием босса пытается погружать зрителя в самую гущу боя, и ей это удаётся. Напомню, арка "Айнкрад" - про абсолютно не подготовленных обычных людей, живших самой обычной и вполне благополучной жизнью, и внезапно поставленных в самую невероятную для них ситуацию, где они должны за свою жизнь драться.
OST к фильму в хорошем качестве был официально выложен в сеть уже довольно давно, и, в отрыве от экранной картинки, некоторые композиции были перегружены эпичностью. С картинкой, как ни странно, звук лишается всех недостатков. Просто "Браво!".
Персонажи.
Находкой фильма, конечно, является Мито. Вкратце обозначу проблемы: несколько излишней выглядит фиксация на некоторых её сольных сценах ближе к финалу, одну сцену она откровенно украла у Эгиля, а продолжение её истории в авторском стиле отложено на последующие фильмы. В целом, её история в фильме выглядит как завязка арки персонажа. Подробности в спойлерах.
Для Асуны ввод её предыстории с Мито стал недостающим звеном в её развитии. Асуна с верхних этажей Айнкрада - это прежде всего рапиристка "Молния", топовый ДПС проходчиков, рейдлидер. Домашняя Асуна - ламповая тян, наследница богатой семьи, отличница без особых целей, которую любят рисовать в милых образах. Без Мито, в предыдущей версии из новелл получалось, что "домашняя" Асуна случайно попадала в Айнкрад 6 ноября, потом в ужасе сидела взаперти в гостинице 2 недели до 20 ноября, а потом к встрече с Кирито 2 декабря (максимум за 11 дней) по боевым возможностям становилась впечатлившей Кирито, ну, пусть не "Молнией", но "Падающей звездой". Да, снова чёртовы детали, Кавахара их любит, помнит, и они не дают ему покоя. Было очень странно, что Асуна, с нуля догнав прогеймера Кирито за 11 дней, потом за 2 года так и не смогла его превзойти. Поэтому теперь у нас будет Мито, более плавное обучение Асуны, включая её предрасположенность к боям в полном погружении за счёт хорошей школьной физической подготовки, и раскрытие очень старого мотива 2012 года издания - "умру, но не проиграю этому миру, оставшись собой". Айнкрад - в первую очередь смертельная ловушка, исключительно нелогично "не проиграть", умерев. Но всё меняется, если ввести в повествование страх потерять человечность, жертвуя другими ради себя. Типичный Кавахара, 9 лет назад не сдал в печать детали, явно держа их в голове.
Кирито. В начале пути. Асоциален. Ворует последние удары. Превосходен. Не хватает какой-нибудь детальной двухсекундной реакции лицом на бой с хищными растениями. Не его фильм, что хорошо, т.к. подача событий от его лица неизбежно несёт с собой его профессиональную деформацию, с которой сложнейшие бои сводятся к безэмоциональному "удар 1, удар 2, а сейчас вот так". В первом сезоне сериала настоящей находкой стало именно то, что действия "профи" Кирито перемежались реакциями его офигевающих друзей, в новеллах всё намного скучнее. Кирито крут не потому, что всемогущ, а потому что потратил на личность "Чёрного мечника" почти всего себя. Когда, к примеру, в сериале в сцене с Розалией и бандитами он сообщал им, что их ДПС его никогда не пробьёт, экранизаторы ему совершенно излишне приделали самоуверенность. У "Черного мечника" не может быть самоуверенности, этот дединсайд просто все просчитал и сообщает факты. Возможно даже, что "Черный мечник" с верхних этажей Айнкрада не смог бы стать "Битером" на первом этаже. Единственная его сверхспособность - скорость реакции, и в SAO она не даётся легко.a
Сцены Арго из новелл пали логичной жертвой смены фокуса на Асуну, с которой у неё полагалась только одна сцена, которую в свою очередь сожрала детализация.
Эгиль с компанией разжалованы из элитного "бро сквада" в мебель. Судя по тому, что реплики есть, а сцен явно не хватает - пали жертвой детализации.
Остальные персонажи, в принципе, как Арго - не в фокусе.
Ууу. Решил написать рецензию только из-за них. Ладно, сначала мелочи.
В открывающей сцене фильма один из трио бетатестеров прямо назван Мито, во втором отчётливо угадывается Диабель, а вот третий на первый взгляд - ноунейм и не нужен. Однако, он имеет пачку признаков: одевается в зелёное, носит маску, вооружён топором и щитом. Подтверждений никаких, но таким же набором обладал экс-бетатестер Морте, в новеллах стоящий у истоков "Хохочущего гроба".
Мито, IRL Мисуми Тодзава. Геймерша, с которой никто из одноклассниц (кроме Асуны) не хотел играть из-за безнадёжной разницы в навыках обращения с контроллерами, из-за чего Мито имеет лёгкий комплекс неполноценности, однако, без проблем с социализацией. Ремарка: японцы ничего просто так не рисуют. Предпосылки развития: откровенно ПВПшный дизайн собственноручно созданного аватара, отдельные элементы которого напоминают дизайн такого персонажа, как "Pitohui" из Alternative GGO, детализированное негодование лицом от постоянно обскакивающего её Кирито, а также прагматичный подход к смерти - сочувствия к незнакомцам она проявляет меньше, чем любой другой положительный персонаж. Вкратце - с ней что-то немного не так уже в начале истории. Знакома с игроком, который предположительно является Морте. В Айнкраде обучала Асуну, будучи уверена, что сможет её защитить, однако однажды погналась за рарником, Асуна в это время сорвала агро толпы монстров, в бою с которыми они окончательно разделились, и Мито, не в силах добраться до неё и выдержать вида иссякающей шкалы здоровья Асуны, вышла из их группы и сбежала. После воссоединения в бою с боссом отчаянно защищала Асуну, но она в итоге ушла с Кирито. "Sayonara, Asuna". Должно выстрелить в каком-нибудь сюжете с плееркиллерами.
Асуна зашла в Айнкрад по приглашению Мито, и даже в доступе к нейрошлему брата роль случая сведена к минимуму - брат Асуны был единственным, кто с ней нормально общался в их доме, что не то чтобы не было известно, а скорее наконец-то нормально встроено в повествование, и хорошо подано в фильме. Застряла. Обнаружила, что значительно лучше играет в полном погружении, чем руками в обычные консоли. Разделившись с Мито, была спасена Кирито, за счёт чего позднее смогла ему доверять, несмотря на возникшее убеждение, что даже её лучшая подруга под влиянием игры променяла её жизнь на рарку. Так и возник мотив "лучше умереть, но не поддаться игре". Продала всё нафармленное, свои запасы милых шмоток, затарилась оружием, завернулась в плащ и пошла в лабиринт искать смерти, где опять повстречала Кирито и вырулила на книжное развитие сюжета. Избавившись от суицидного настроя, с подсказки Кирито смогла понять состояние Мито и простить её. Тем не менее, инкогнито держалась в стороне от неё, хотя и повстречала при подготовке рейда. После гибели Диабеля в возникшем хаосе бросилась на выручку Мито, которая узнала её по применяемым навыкам. Дала понять Мито, что простила её, получила от неё ту самую рарку - знаменитый "Ветряной флерет" (Асуна до самого конца Айнкрада сохраняла его "душу оружия", перековывая его в новые рапиры). Снова детали - нужно прочитать с экрана название, которое демонстрировалось суммарно секунд 5, ни разу не озвучивалось, и даже хуже - нужно знать историю "Ветряного флерета", раскрытую где-то по ходу новелл. Учитывая отношение Асуны к этому оружию, получение его от Мито исключительно важно. Порвав плащ об босса, завершила свою арку в фильме переходом в амплуа воодушевляющей рейдовой принцессы, отличницы, ныне обучающейся у бетатестеров и с легкостью раздающей ценные указания, чем вызвала детализированную реакцию Кирито из серии "ну почему я не могу открыть свой рот".
Сцена с наездом на бетатестеров, перед рождением "битера". В новеллах с воплями типа "я знаю, он тоже бетатестер!" выступал безымянный персонаж в маске, позже обозначенный как специально сеявший вражду "гробовщик". В фильме аналогичные реплики отданы персонажу, очень сильно похожему лицом на "гробовщика" позначительнее - Джонни Блэка, каким его изобразили в начале Алисизации.
А теперь самый большой спойлер. Прям как лес, который не видно из-за деревьев.
Ну или, можно сказать, привет от Кавахараверса (Kawaharaverse) - объединения SAO и Accel World.
Начало фильма со школой Асуны выглядит пустоватым, но в действительности наиболее детализировано среди всех сцен вообще. Помимо ввода Мисуми Тодзавы (Мито) засвечены две безымянные подруги. На их счёт никаких идей, только смутные подозрения. Дело в том, что эмблема с учебной формы этой школы содержит букву "А" и розу, и в целом соответствует эмблеме "Aeterna Girls' Academy" ака "школа для девочек Этерна" - локации, важной в Accel World, второй половине Кавахараверса. В английских интернетах кто-то даже название на входе прочитать смог, и в вики про Мито прямо указано, что она учится в Этерне. Поскольку текущая арка новелл SAO "Unital ring" объединяет в себе не только все виртуалные миры, но и персонажей из основного сюжета SAO, SAO progressive, а также Accel World, Этерна - заявка на спойлеры к Юнитал Рингу. Кавахара опять что-то придумал.