Насколько эмоционально сложно смотреть данное аниме, настолько же сложно писать на него развёрнутый отзыв. Не хочется забыть какую-нибудь деталь, потерять какую-нибудь мелочь, ведь нельзя поверхностно оценивать произведение, кропотливая работа над которым велась целых 10 лет. Работа эта, к слову, окупилась: тайтл известен во всем мире, про него слышно из каждого утюга, и контент по АТ для кого-то уже откровенно набил оскомину. Но все честно, популярность прямо пропорциональна хейту. Но об этом в другой раз. Сегодня хочется поговорить о том, почему «Атаку…» можно смотреть в любом возрасте и понимать посыл произведения по-разному.
*Сразу скажу, что в отзыве буду опираться и на все вышедшие сезоны аниме, и на финал манги, который на данный момент остаётся неэкранизированным.
О чем тайтл?
Произведение рассказывает историю Эрена Йегера, мальчика из небольшого города Сигансина, что находится за крайней, третьей стеной, защищающей жителей от нападения страшных тварей, именуемых титанами. Титаны пожирают людей, истребляют человечество. Кто они и для чего это делают - неизвестно.
В один прекрасный день стена, окружающая Сигансину, рушится, в город пробираются титаны и поедают горожан. Этот день делит жизнь Эрена на «до» и «после». Он обещает отомстить титанам. Но ради этого момента главному герою предстоит преодолеть огромный путь, полный ненависти, борьбы и принятия.
I. Достоинства
1. Далеко ходить не будем и начнём с главного - это лор истории.
Исаяма (мангака) создал неповторимый мир с уникальными элементами, которые нельзя встретить где-либо ещё. Автор заморочился не только над дизайном главных гадов - титанов, чьи пропорции и поведение были срисованы с детей и пьяных людей, но и над прибором для их устранения – УПМ (устройством пространственного маневрирования), тут уж без аналогов.
Но куда важнее то, как мангака подошёл к созданию запутанного сюжета, его раскручиванию и детализации. С 1 серий и до ныне последней все сказанные слова, все эмоции героев и детали их поведения, все тайны и секреты, все выстрелившие чеховские ружья вели к тому самому финалу, которым должна была закончиться история с самого начала.
Откуда взялись титаны? Почему 3 стены называются «Мария», «Роза» и «Сина»? Почему мать ГГ сожрал именно тот долговязый светловолосый титан? Почему Эрена назвали Эреном в конце концов? Можно задать еще тысячу и один вопрос (но как же не хочется спойлерить!). Все эти значительные (и не очень) детали были продуманы заранее, на многие вещи были даны отсылки еще в первых сериях, и это не может не восхищать.
Удивительно, как взяв заезженную идею про сражение человечества с монстрами (зомби/вампирами/чудовищами, как вам угодно), автор смог создать что-то настолько обособленное от других похожих продуктов по своей задумке и реализации. Грамотная подача информации, постоянное повышение градуса и отсутствие филлеров также сказались на успехе тайтла.
2. Визуализация и аудио.
Нельзя ничего не сказать о работе студий, занимающихся экранизацией «Атаки титанов». Чего стоит один лишь легендарный опенинг к 1 сезону? Музыкальное сопровождение, как и работа сейю отличается хорошим качеством. Срывающиеся до хрипотцы голоса актеров озвучки в трагичной ситуации, драматичная музыка в нужный момент, топовые эндинги и опенинги - этого у АТ не отнять.
Так же студии хорошо поработали и над общей картинкой. Это равносильно касается и WIT, и MAPPA. ВИТовцы чудно передали контраст между ярким мировосприятием Эрена-ребёнка-подростка и кошмарными событиями в виде оторванных конечностей, мяса и кровушки во время трапез титанов, убийства друзей ГГ. Они так же отлично поработали над экшн-сценами и кадрами с работой УПМ. МАППА же идеально показала мрачную атмосферу, царящую после выхода за стену главных героев, да и в целом смену настроения в АТ, когда мангака взял курс на более глобальные проблемы, но об этом чуть позже.
3. Персонажи.
Все разные, все уникальные, все своеобразные - это герои «Атаки…». Исаяма не грешит фансервисом, но между тем неплохо передаёт ту химию, что возникает между героями, и иногда даже создаёт комедийные ситуации, которые возвращают зрителя к тому, что перед ним находятся обычные люди, которые любят, боятся, смеются, плачут, имеют свои интересы и раз за разом делают выборы, от которых зависят их жизни.
Замечательно, что автор показывает разные типы личности: вот невероятно упрямый и целеустремлённый Эрен, вот непоколебимая и сильная Микаса, вот слабый, но мозговитый Армин. Не забудем о болване Конни, обжоре Саше, Жане, который смог изменить свои убеждения. Продолжать можно и дальше, важно одно: в «Атаке…» есть объемные, живые, меняющиеся персонажи, которые вызывают интерес, восхищение, смех, жалость и другие чувства.
Иной раз перед зрителем встаёт выбор между героями. Кто умрет, а кто будет жить? Кто прав, кто виноват? Армин или Эрвин? Габи или Саша? Эрен или Зик?
Разность убеждений и позиций, моральный и нравственный выбор подводят нас к следующему пункту.
4. «Мир в бутылке», полит.повестка и разбитые надежды.
Так уж вышло, что «Атаку титанов» я смотрела в далеком 2015 году, когда был выпущен один лишь первый сезон. Вернулась к аниме я лишь в 22 году. И то, к чему пришёл тот герой из первых серий, и то, как впоследствии закрутился сюжет, заставило меня полностью пересмотреть свои взгляды на героев произведения, на данный тайтл и на японскую анимацию в целом. Поясню.
История «Атаки титанов» начинается как обычный хоррор про противостояние людей и титанов. Все действо происходит в так называемом «мире в бутылке». Герои окружены стенами, их действия ограничены, про мир за стенами практически ничего не известно. Это создаёт чувство загнанности, отчаяния, тревожности. Типичный саспенс. Все крутится вокруг идеи выживания, спасения жителей стен, исследования загадки титанов, страшной мести этим тварями и выхода наружу. Этими чувствами зритель живет целых три сезона. Он привязывается к персонажам и так же загорается их целями и мечтами. И вот десятки тяжёлых боёв, сотни и тысячи смертей позади. Завеса тайны приоткрылась, как открылся и вид на большую воду за пределами стен. Детская мечта Эрена и Армина воплотилась в жизнь. И в этот момент происходит разворот сюжета на 180 градусов, что в аниме сопровождается нехилым таймскипом (читаем мангу, друзья).
«Мира в бутылке» больше нет, нет страшной тайны, которой зрители жили годами. Но есть суровые реалии обычного мира. Есть межнациональная ненависть, есть война и концентрационные лагери, есть предательство, есть оппозиция и антагонисты, которые на самом деле являются такими же протагонистами, только взгляды у них другие. Тема серой реальности и индустриализации, отход от фантастики и атмосферы Европы 19 века, борьба людей с людьми(!), а не титанами – все это создаёт невероятно тяжёлую атмосферу, которая разительно отличается от той, что была в первом, втором сезонах. И как-то само собой приходит осознание того, что события 4 сезона гораздо страшнее, чем все, что было «до». Зрители больше не боятся монстров – это удел детей (настоящий ужас в правде). Появился какой-то более взрослый страх, не за собственную шкуру и жизнь, а за благополучие своих близких и своей страны.
Изменились и герои, особенно Эрен. И вот 7 лет спустя, понимая невероятную разницу тяжести проблем 1 и 4 сезонов, со слезами на глазах я смотрела на совершенно другого ГГ и видела, как пропал тот мальчишеский огонь в его глазах из первых серий (ещё раз большое спасибо таймскипу; в манге изменениям уделено больше времени). Новые персонажи, повзрослевшие герои, другие обстоятельства и другие проблемы – все это подводка к фатальному финалу. Автор берётся освещать более серьезные, интересные, сложные проблемы. Это достойно уважения, безусловно. Но благодаря этому исчезает настроение начальных серий АТ. Здесь же врывается и МАППА со своими тусклыми красками и мрачной атмосферой. Все так же мрачно и заканчивается. Все приходит к одному единственному выводу: человек - самый страшный монстр. Десять лет работы ушло, чтобы раскрутить эту идею. И оно того стоило.
5. Неоднозначность и послевкусие.
До 4 утра я читала оставшиеся главы манги и умывалась собственными слезами.
Сотни вопросов наподобие: «А что, если?..». Почему все было именно так? Был ли другой выход? Можно ли было что-то изменить? И ни одного вопроса по сюжету, потому что мангака закрыл все возможные линии и ветки (но тут, конечно, было не без сюжетных дыр).
Одно из главнейших достоинств данного произведения - это послевкусие. Это размышления над поступками героев, над их мотивацией, над правильностью их действий, над моральной и идейной составляющей аниме и манги. «Атака…» – это не та вещь, которую можно забыть через час после ознакомления. АТ – это то, что будет неплохим уроком на всю оставшуюся жизнь, если вам удастся понять идеи автора.
АТ показывает, чтó есть целеустремлённость и мечтательность, к чему приводит тот или иной выбор, что такое ответственность и какова ее ноша. АТ раскрывает проблему мироощущения разными людьми, показывает, что не существует чего-то чисто чёрного и белого, роняет свет на тему геройства и защиты ближнего, учит ценить время, ведь все хорошее когда-то подходит к концу.
II. Недостатки
Фух, баллады достоинствам «Атаки титанов» позади! Теперь пройдёмся по минусам.
1. Физика и дыры в сюжете
Существует далеко не одна статья, критикующая законы физики в АТ. Вдаваться в подробности не буду, но их авторы доказывают, что УМП в реальном мире не работал бы так, как показано в манге, это касается и баллонов с газом. Долго душнить не стану, просто напомню, что АТ выходит под жанром «научная фантастика». Хотя что уж там, у нас здесь плоть титанов из параллельного мира материализуется…
Здесь же скажу, что внимательные люди подмечали некоторые скользкие, плохо проработанные моменты в АТ, словом – дыры. Это касается и Хистории с ее беременностью, и мазохистской жизни Имир, и исчезновение колосса по щелчку пальцев «без испарения мышц и костей» (в 1 серии), и вопроса «почему ликвор?» + ещё другие моменты.
Оправдания дырам нет, лишь жаль, что нельзя редактировать мангу после выпуска :)
2. Сюжетная броня для героев.
С АТ, конечно, можно играть в игру «Угадай, кто умер», но без включения первостепенных персонажей (героев 2 и 3 плана мочат как пить дать). Почти все из них защищены сюжетной броней (непонятно, как некоторые вообще дошли до финала) и лишь в двух-трёх кульминационных моментах, когда мангаке действительно нужно было, он безжалостно убивал своих детей.
3. Гра-а-фика!
Все мы знаем печально известный тандем МАППЫ и 3D-графики. Неуклюжие объемные титаны, угловатые кони и даже люди на втором плане – да, убого, но вспомним про дедлайны. Год на 12-14 серий, да ещё и на АТ – это, конечно, самоубийство (нужно же делать пока горячо). Но МАППА справилась и с таким графиком, выдав на финале вполне себе смотрибельную работу.
(4. Финал* (для манги)
Не мое «фи», но возмущение большинства. Десятилетнее ожидание, фанатские теории и собственные предубеждения завели некоторых зрителей и читателей в тупик. «Не то, что я ожидал. Нелогично» – самые распространённые слова критики для финала. Свистопляска со «слитой» концовкой дошла до сумашествия: теории заговора о давлении на мангаку со стороны редактора, издательства и даже жены! Что только не придумывали разочарованные фанаты, чтобы хоть как-то успокоить нервишки после их собственных неоправданных ожиданий. Это я к чему? Не ждите чего-то конкретного от конца АТ, избегайте спойлеров, отдайтесь истории, и будет вам счастье. Встретимся в следующем году, надеюсь, за финальной частью финального сезона )
Что будем делать с «Атакой титанов»?
Хоть АТ и есть в каждом дебильном списке по типу «Топ аниме, который должен посмотреть каждый», смотреть я рекомендую не всем. Гляньте, если вы любитель жанра ужасов, потратьте время, если любите проработанные миры, посмотрите, если драма, трагедия, тяжелые истории – ваше все. Будьте эмоционально подготовленны к мрачности и смене настроения в 3-4 сезоне и к трёхдневной депрессии после финала. Я вас предупредила!
10/10. В любимых.
P.S.: Скажу самой себе спасибо за 7 лет ожидания, ведь в том возрасте идеи АТ до меня никак бы не дошли.
Ребёнок увидит в «Атаке…» кровавый хоррор, взрослый – столкновение разных людских взглядов, а человек, еще более умудрённый опытом, – историю о том, какой грех может взять на себя один человек ради спасения других.