Отзыв на аниме Бригадун: Марин и Меран сезон 1

Оценка автора: 8/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Если вы думаете, что это незамысловатое аниме есть ни что иное, как типичный фентези-фансервис двухтысячных, то я спешу вас убедить: ох да, вы правы, НО

Всегда есть это хитрое и подлое "но", которое и придает, на мой скромный взгляд, аниме эпохи нулевых и конца девяностых их особый шарм. Что-то есть особенного в этом нелогичном и порой слишком пошлом сюжете в сюрреалистичных мирах. 
"Бригадун" по праву может занять свое место в ряде таких не-культовых, но глубоко атмосферных аниме, как "Здесь и сейчас", "Нео Ранга", "Мунто", "Принцесса Ариэте", "Сприган", "Рыцари магии" и далее. Однако, обо всем по порядку.

Надеюсь, вы не соблазнились моими лестными словами в сторону "Бригадуна". Ведь у этого аниме хватит минусов, которые могут испортить просмотр.  Вообще, "Бригадун" - вещь не однозначная, порой трудно отделить зерна от плевел. Даже как-то четко отделить уже заезженные "плюсы" от "минусов" - и та задача непростая.

Сюжет:

"Бригадун" отчасти пугает и завораживает своим умением мешать в себе самые отвратительные проявления аниме индустрии двухтысячных с невероятными сюжетными ходами и эмоциональными сценами.
Особо хорошо это видно в сравнение некоторых первых серий с концовкой и второй половиной сериала. По началу "Бригадун" вообще воспринимался мной, как какой-то треш с типичным вульгарным фансервисом в сторону лоликона. Первые три серии приходилось переживать, а не смотреть.
Но зато потом... трудно передать, как порой в самую грудь, меж ребер, били крайне чувственные и отлично прописные сцены потери, ликования, любви и смерти. Тут и там беспокойное сердце щемило то от горя, то от радости за героев. Мне самому до сих не до конца ясно, как автор аниме сочетал, подчас в одном эпизоде, глупейшие шутки о трусах главной героини и непередаваемое ощущение боли и страдания в ее глазах. 
Причем, все эти элементы "ангста" прекрасно переплетены с общим сюжетом, и, не смотря на абсурдность основного повествования (а абсурдности будет много), такие сцены не кажутся чем-то отдельным или неорганичным. Настолько вживаешься в эпизоды трепетные и нежные, что сам стараешься лишний раз не пустить скупую стылую слезу.
Однако же, повторюсь, все эмоциональные сокровища данного аниме доступны только стойким духом. Пережив порой откровенно тупой юмор и неуместные раздевания, только тогда можно достигнуть самого сочного.
Не хочется чрезмерно спойлерить сюжет, а потому укажу лишь, что в основном все чувственные сцены обыгрывают отношения главных героев - Мелана и Марин, каждый раз переводя их отношения (прошу прощения за повторения) на новый уровень. Не столь редки и сцены смерти близких героини людей или визуальные описания увечий. 
Лучше быть осторожным с "Бригадуном", милые "филлирные" эпизоды могут резко сменятся чем-то даже жестоким.
"Бригадун" жалеть зрителей не собирается, и постепенно повышает градус проблем. От простого буллинга в школе и уже приевшегося "о боже, я особенная героиня, как это тяжко", заканчивая вопросами спасения мира, участи "мессии". Темами вины человека, дилеммами силы и благородства, доброты и прощения. Я ни коем образом не хочу утверждать, что "Бригадун" данные этические проблемы выкручивает на максимум, давая им развернутые, неоднозначные и интересные ответы. Порой решения и мысли героев в отношение нелегкой судьбы двух миров и их самих наивны. Наивны ответы героев, но ответы хотя бы есть.
Должно быть, если бы "Бригадун" отбросил всякий юмор и моменты повседнева, мы бы имели тут второй "Евангелион" или "Код Гиас". Кстати, почему нет? У "Гиаса" и "Бригадуна" один автор.
А казалось бы, какой простой сюжет в "Бригадуне": особенная девочка, что должна спасти два мира от столкновения и гибели, ее личный благородный робот-рыцарь Мелан, и злобные враги повсюду. Но нет, лишний раз отстраняясь от элементов смешного повседневного аниме, понимаешь, что в "Бригадуне" вопросы спасения и морального выбора поставлены не идеально, но четко. Местами, мне вообще казалось, что сериалу просто не хватает денег на хронометраж, что бы еще  больше сказать о том, о чем он хочет. Чтобы глубже попасть зрителю под кожу всеми этими: почему умирают люди? что, если они умирают ради меня? что тогда мне чувствовать? где моя семья? какому месту я принадлежу? что я такое? что значит "любить"? как отплатить тем, кто жертвовал всем ради цели? 
Честно сказать, сам сюжет все-таки плосковат, как вы успели заметить вместе со мной. Сюжетные, повороты в большинстве своем, типичны и ожидаемы. Похвастаться неожиданными витками истории "Бригадун" не может. Да, и не хочет. Акценты расставлены больше в сторону морали и человеческих отношений, нежели в сторону экшена. Как кажется мне, единственный раз, когда ты не совсем знаешь, чего ждать, приходится на последнюю серию сериала, где развязка повествует нам о том, почему именно и как именно героиня смогла исполнить свой долг.

Герои:

Герои в аниме заявлены еще в названии "Бригадун: Марин и Мелан". Собственно, именно они станут нашими спутниками на протяжение всего сериала. 
Главная героиня Марин - типичная бойкая девчушка тринадцати лет. И на этом, пожалуй все. Тут даже нечего добавить, она лаконично и характерно прописана. Ее интересуют те же проблемы, что большинство девочек в их нелёгкие тринадцать. У нее неудачи в школе. У нее гиперактивность в одном месте. У нее подработка. У нее любимая семья. У нее желание богатой жизни. Изредка у нее одиночество среди своих. Простая девочка, простая и в тоже время непростая жизнь в бедности и трудах. "Необычности" героине в какой-то мере добавляет факт, что она сирота, и воспитывалась она в (по-сути) коммунальной японской квартире дедушкой и бабушкой и еще кучкой соседей. В остальном Марин - просто девочка. Она - тот самый образ "маленького человека", на которого вновь и вновь падают проблем вселенной.
Лично меня радует, что Марин с гордостью и стойкость оловянного солдатика переживает почти все трудности. Порой впадает в печаль и уныние, льет слезы, но каждый раз показывает нам пример борьбы. "Живи ради любви". Борись до конца. Не отпускай любимого.
Хотя, от Марин порой явно веяло чрезмерной живучестью и даже сьюшностью, она все же оставила только приятные впечатления. Ощущая нехватку позитивных персонажей, которые добрые просто потому, что такие люди миру нужны. Было особо отрадно наблюдать за ее борьбой против отрешенности, холодности и меркантильности обоих миров.

В отношении главного героя сериала -  Мелана, могу сказать тоже, по преимуществу, хорошее. Хотя, большую часть сюжета он молча убивает врагов, чопорно разговаривает, и ведет себя, как и положено холодной машине из металла и биоматериалов, все-таки он не оставляет впечатления бездушной красивой мордашки. Очень медленно, почти не заметно для глаза и уха, Мелан становится человечнее. Он учится жить, как живут люди. Учится любить. 
Признаюсь честно, сам я не заметил этого изменения, но скорее под конец сериала ощутил то, что Мелан стал живым.
Устами Марин сказано: "Насколько ты сильный, настолько и нежный". Все аниме Марин подводит Мелана к тому, чтобы он смог проявить свой внутренний трепет, чтобы он понял, что для него важно. Кто он, и кто Марин для него.
Честно, на мой взгляд, вся их история - это было мило и больно. И стояще.
Однажды довелось заметить, как кто-то мудрый сказал, что в этом аниме "одни из самых нетипичный романтических отношений, что он видел". И я соглашусь.
Но во многом не потому, что тут нам показана любовь тринадцатилетнего подростка и робота из иного мира, а потому, что эти отношения и правда романтичные. Осмелюсь сказать, что "Бригадун" показывает нам хотя и спорные, но здоровые и доверительные отношения. То, как такие отношения выстраиваются, как они крепнут и расцветают.

Мелан и Марин - это вишенка на торте.
Остальные герои, второстепенные или эпизодические, также не менее живы, чем главные герои. Жители коммунальной квартиры Марин, ее бабушка и дедушка, ее друзья и одноклассники, даже ее ненавистники - они оживают. Каждый имеет характер, каждый имеет желания.
Причем, меня порадовало некое разнообразие героев и их проблем. Это не совсем типичные "фоновые друзья" для главных лиц. Показана семья с пьющим отцом; показана богатая девочка с авторитарной матерью, не брезгующая рукоприкладством; неудачница медсестра, что упускает свою жизнь, ведь на шее у нее алкоголик-папаша; испуганные и злые одноклассники, что ненавидят Марин из-за ее бедности и причастности к мировым проблемам; Показаны люди.
И вот вроде везде в аниме нам чаще всего показывают людей, но не всегда, все-таки, живых. 
Здесь же, будте уверены, даже комичные и тупые поступки героев будут чем-то перекликатся с тем, что бывает тут. В мире под солнцем.

Рисовка:

Рисовка не менее странна, чем сам сюжет. Говоря обобщенно, так и тянет сказать "ничего особенного" или даже "ну, такое". Фоны, анимация действий, дизайны персонажей не блещут качеством.
И все-таки, "Бригадун" продолжает использовать стратегию резких-дерзких-неожиданнх эпизодов, где вдруг нагнетается пафос и драматичность. Нагнетается, как уже было мной замечено, вполне себе качественно. С точки зрения рисовки таких эпизодов тоже. 
Некоторые серии, зачастую трагичного характера, прорисованы просто прекрасно. Экспозиция, позы, мимика - все в таких редких, но весьма метких, частях сериала чудесно. Концовка "Бригадуна" выжита в плане визуала (последние серии 25-26) весьма и весьма хороша. 
Если судить не столь качество, сколько оригинальность и креативность в проработке некоторых деталей - то тут можно обнаружить приятные мелочи. Вроде бэкраундов "странного мира" Бригадуна или междумирья "Сумбатон Колор". Мне кажется, ближе к середине сериала, чем чаще начинает фигурировать другое измерение "Бригадун", тем больше визуальная составляющая начинает крепнуть и раскрываться. Дизайны рыцарей-стрелков, собратьев Мелана, также не оставляют равнодушными. Особенно, рыцарь Эрин с ее пурпурной гаммой и необычным оружием.
В начале же козырнуть визуально "Бригадун" может только Меланом Блю. Вроде бы простенький робот, но есть в нем какая-то изюминка.  Что-то завораживающее.
Должно быть, секрет в том, что простота выражения "он - оружие" передана через дизайн так топорно и прямолинейно, что это и цепляет. У Мелана нет рук, вместо них пушка и меч. Он не может обнять тех, кого любит, не может взять чью-то руку в свою. Он может убивать, но не защищать (во всяком случае, так он думает). И эта бесхитростная визуальная метафора запоминается очень крепко.

Отдельно хотелось бы выделить видеоряд опенинга. Тоже весьма незамысловатый: очередные сменяющиеся полупрозрачные кадры на фоне реального, а не нарисованного неба, под завораживающую музыку. И все-таки подбор таких "картинок" и поз героев во вступительной теме и те визуальные символы, что представлены в опенинге поразительно, даже волшебно, запоминаются. Признаться, я не припомню такого эстетичного опенинга с просто нарезкой кадров. Но при этом какой все же нарезкой. Автор знал, что именно показать и что именно спеть.
Последний опенинг (второй из двух) вообще добивает, выводя на слезы, финальным кадром, где герои тянут к друг другу руки. Руки, которых у Мелана быть не может, потому что он оружие. Потому что он таким создан.  Лишь в опенинге, где поется "ты нежно споешь, и возродишься", у него появляются руки, которыми он может обнять, ту, что любит. Только опенинг дает зрителям эту горькую радость их объятий. И это сильно.

Саундтрек:

Каюсь, но в этом пункте я полностью нахожусь в рабстве у OSTов "Бригадуна". Опенинг и фоновые мелодии - это что-то не отсюда. Этническая, даже немного кельтская музыка, смешная с почти церковными напевами бьет в голову не хуже хмеля. Трудно описать музыку этого сериала, легче послушать. Слова опенинга так ласково и горестно описывают чувства Марина и Мелан, что иногда трудно не рыдать.
Да простят меня поклонники великого Дзё Хисаиси, но музыка Бригадуна отдает чем-то таким же. Далеким, космическим, тайным и интимным. Что-то между мной и тобой.
Но музыка - это не сюжет, не герои и даже не рисовка. Ее можно любить, а можно нет. 
Я лишь еще раз подмечу, что музыка "Бригадуна", может, и не гениальная, но она прекрасно подобрана для дополнения истории и описания чувств героев. Фоновые мелодии выполняют свою роль, оставляя долго и тягучие послевкусие чего-то приятного.

Религиозные отсылки:

Самая смутная и спорная часть рецензии перед вами. А именно - библейские отсылки.
Кто бы что не говорил, но я готов отстаивать свою шаткую позицию, что отсылки на христианство и даже гностические вероучения тут есть. Слабо и не всегда верно переданные, но есть.
Посудите сами: странный мир, что на небе, где живут крылатые воины двуликого судьи. Один из трех воинов (почему бы и не архангелов), предает своих собратьев ради смертной женщины, спускаясь с неба. А дальше идет своего рода апология этого "предателя", рассказ о его любви к смертной. Рассказ о том, как бесчувственный служитель с крыльями становится человеком.
Интересно, что Марин в каком-то смысле стала для меня Евой людей. Из-за нее началось "падение" странного мира "Бригадун" на людской мир. Ее винят во всех грехах, ведь она высвободила врагов, хотя и случайно.
Но при этом именно Марин-Ева и спасает всех своих гонителей, продолжая их любить. В какой-то момент она даже обретает силу механизма "космос", что может упорядочивать и перестраивать организмы. То есть она становится той, кто знает все сути живых существ. Становится их матерью.
В одно время Марин и Мелан попадают в аналог Эдема/Рая. В вечно зеленый остров, окутанный теплой дымкой, где нет труда. Еда растет на деревьях, реки полнятся сладким нектаром. В этом мире все прекрасно, тут нет страданий, нет даже времени. Как заявляет сюжет, именно из этого мира пришла жизнь во все иные миры, но попасть на этот блаженный остров "Субматон Колор" могут лишь единицы.
Именно на этом острове Марин и Мелан находят башню бога. Башню странного старика Хрона (почти Хроноса), который знает, кажется, все секреты обоих миров. Он помогает героям решится покинуть райский Субматон Колор. Он спасает в последний момент мир под названием Бригадун.

Добровольный уход из "рая", оправдание поступка "падшего ангела" Мелана, необходимость для мира предателя-Иуды, который нужен обоим мирам для "перезагрузки" - все это веет каким-то гностицизмом. Жаль лишь, что все эти отсылки разбросаны совсем не умело, да и представлены иногда вовсе не серьезно. Общий комизм и юмор стирают из восприятия многие интересные элементы. Но это глобальная проблема "Бригадуна" - слишком большой процент несерьезного фансервиса и тупых шуток, который затмивает многие важные эпизоды.

Что же сказать в итоге? 
6,5/10 и не больше.

Отвечая на вопрос смотреть ли, я отвечу - смотреть. Точнее, попытаться смотреть. Если вы, как и я, можете себе позволить потратить лишнее время и душевные силы, что бы час от часу покринжевать, ради драмы и финальной арки "Бригадуна" - аниме ваше. Если вы любите легкие, больше насмешливые произведения, но чтобы было не совсем абсурдно и тупо, был какой-то интересный сюжет с отсылками - аниме ваше.
"Бригадун" балансирует на гранях, так что просто расслабится и залипнуть в него не выйдет. Но и найти второй "Ра Зефон" или "Акварион" тоже лучше не надо. 
В этой неумелой, а, может, наоборот, умелой, балансировке и обнаруживается главная трудность "Бригадуна" - ты не знаешь, стоит ли оно того. То тебе кажется, что аниме тупое и ограничено фансервисом, то ты ревешь, потому что больно.
Потому "Бригадун: Марин и Мелан" и не получают в моем рейтинге оценку выше 6,5. Ибо слишком уж абсурдна абсурдность, слишком многое переведено в какую-то школьную шутку. Даже там, где это уж вовсе не уместно. Быть может, повторюсь, будь у аниме побольше хронометраж, то и тупые шутки и лютая драма пришли бы в идеальный баланс, условные 50 на 50. Пока же, остается ощущение, что добрые 60-70 процентов занятые чем-то ненужным. Но вот оставшийся кусок времени ты наслаждаешься.
Трудно по справедливости сказать, советую ли я это аниме, или же нет. Должно быть, больше "да", чем "нет". В конце концов, если ты нашел это рецензию и это аниме, значит ты из тех отчаянных людей, что любят ретро девяностых-нулевых. А "Бригадун" прекрасный представитель эпохи с той непередаваемой фентезийной атмосферой стремительный сьюшных сюжетов и долгих прощаний.

Выбор за тобой, а я пойду еще послушаю опенинг.

Наше завтра определено обещанием,
Я слышу зов жизни.
Ты и я нашли друг друга
В травянисто зеленом покое.
<...>
Открой свои глаза,
Похожие на кристальную рябь.
Ты нежно споешь
И вскоре возродишься.

Kaze no Ao, Umi no Midori, OP Brigadoon: Marin to Melan

Пока ничего нет, Обсудить
Автор: махадэва
Аватар махадэва
Все отзывы махадэва 3
Все отзывы на Бригадун: Марин и Меран
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 17.04.22

Меню