Пару лет назад мне попалась статья, автор которой рассуждал о причинах, по которым фанаты "Игры престолов" негодуют от последних сезонов. По его мнению, в первую очередь это не столько их сценарная слабость, сколько смена фокуса сюжета. Для объяснения своей позиции он ввел два термина, которые я адаптирую как социологическое повествование и психологическое повествование.
В чем между ними разница? В социологическом повествовании персонажи, хотя и являются личностями, представляют различные социальные институты, ну или как минимум сильно подвержены их влиянию. Их поведение формируется в основном под воздействием внешних сил и событий. В психологическом повествовании персонажи действуют на основании преимущественно внутренних мотивов, а в центре сюжета находится их внутренняя борьба и личностное развитие. Разумеется, в чистом виде ни один из этих подтипов, скорее всего, не встречается, но главное различие, как вы видите, в мотивации персонажей - внешней или внутренней.
К чему я веду. Если рассмотреть первые два сезона "Покорения Горизонта" под таким углом, то становится заметно, почему они многими воспринимаются по-разному - если в первом сезоне на первом плане было социологическое повествование (сюжетную арку новичков можно назвать более психологической, в принципе), то во втором сюжет пошел по психологическому пути. Что же происходит в третьем сезоне и нет ли в этом причины, по которой к нему отнеслись прохладно?
Ну, для начала, в третьем сезоне аж три сюжетных арки - многовато для 12 серий. Первая из них вводит нас в глубоко социологическое повествование, обещая падение Круглого стола и нарушение статус-кво. Первые намеки на такое развитие событий вводятся еще во втором сезоне, в нем закладывается фундамент для него, и, хотя по-своему эта арка достигает поставленных целей, по большей части все заканчивается пшиком. Социальные потрясения свелись к одному-единственному политическому изменению. Конечно, арка вносит потенциал для очень сильного сюжетного хода в будущем, но сама она слаба, в рамках взятого подхода.
Вдобавок, первая арка оказалась скомканной. Для введения в крупную политическую игру, на кону в которой судьба Акибы, здесь мало собственно политических игр. Победную стратегию можно выявить минут за пять, внимательно вчитавшись в постановку вопроса, а последствия единственного реального изменения ситуации оставляют за кадром - видимо, на будущее.
Но, если вас привлекло социологическое повествование, в дальнейшем вас ждет облом - остальные две арки психологические. Впрочем, тем, кому нравится исследование механики и развитие героев, должна понравиться третья.
Во второй арке ничего особенного не происходит, но нам рассказывают пару деталей о Луне и знакомят с новой механикой, которая, возможно, перевернет игру, но пока что это только догадки. Вероятно, в будущем она сыграет против игроков, но пока что она - одна из немногих новых вещей, помогающих им. Третья же арка наиболее крепкая и показывает некоторые фокусы с уже известными механиками. В каком-то смысле, она выдержана в духе лучших серий первых двух сезонов.
Но главное, конечно, то, что "Покорение Горизонта" снова с нами.