Заранее: Оценка 8 из 10, 4 из 5 звезд.
Судя по тому, что творится в комментариях на этом и других сайтах - "Атака Титанов: Финал" (а точнее первая часть сезона, вторую ожидаю зимой) является самым неоднозначным сезоном за всё время существования франшизы. И читать секцию комментариев поначалу довольно весело, разве что со временем комментарий становятся всё более однообразными и неинтересными, но да ладно. Вернемся непосредственно к сериалу и моим впечатлениям от него. Выскажу наверное крамольную мысль, но лично для меня этот сезон является лучшим на данный момент (невзирая на то, что он не закончен). И это связано с рядом причин.
Первое - мне "Атака Титанов" всегда казалась эдаким фильмом Марвел от мира аниме. Все очень красиво, стильно, экшен качественный и так далее, однако вот ты закрыл вкладку с сериалом и через пару дней вообще забываешь что да как и почём вообще произошло. При вышеописанных достоинствах мне всегда казалось, что персонажи в данном произведений не цепляют и за них вообще никак не переживаешь. Мне было абсолютно плевать если кого-то убили или сожрали, такой мгновенный "вау-эффект" работал на большинстве зрителей, но не на мне. Нет никакой эмоциональной привязанности к героям и вовлеченности в происходящее.
Второе. Местами абсурдность происходящего, то же мемное "Я бронированный, а он колоссальный, пошли с нами" или "Мы этого Титана вообще не видели и не знали появится ли он в определенное время в нужном месте, но наш командир гений авантюр и доверимся ему". Ты иной раз задумываешься почему происходит именно так, хотя было бы разумнее, если бы они поступили вот так. И такая ситуация с данным аниме у меня была чуть-ли не регулярно.
Однако всё это нивелировалось отличным саундтреком от Хироюки Савано, который я считаю одним из лучших в мире аниме (и хороших саундтреков у Марвел, с которыми я сравниваю Атаку, практически нет, только в порядке исключении). Уже за это можно сказать спасибо всем причастным к адаптации манги в формате аниме.
А, ну так вот о чём я - финальный сезон ситуацию немного поменял. После ответов на вопрос, кто же такие Титаны и откуда они вообще появились, мы к четвертому сезону получили довольно интересный коктейль из противостояния держав, войн и щепотки политических интриг. У нас появилась неоднозначность и пресловутые "Человечество против Титанов" ушло в небытие, что лично меня очень радует, поскольку мне не очень нравилась концепция противостояния с тупым безмозглым куском мяса, который просто жрёт и среди этих тупарей только единицы разумные. Теперь мы лицезреем полномасштабное противостояние людей с людьми (которое закладывалось со второго сезона и становилось всё более глобальным) и это выглядит куда интереснее и глубже - проведите параллель с нацисткой Германией и евреями. Появилась неоднозначность, появилась серость, которая свелась к противостоянию зла со злом и зрителю приходится выбирать, что для него меньшее из зол, что для сёнена очень круто.
В итоге такое классическое во всех смыслах противостояние людей с людьми и трансформация произведения в своего рода "Био-Меху" мне показалось намного интереснее, чем все три сезона вместе взятые. Еще более крамольная и противоречивая мысль - мне даже радостно, что Wit Studio отошли от производства, поскольку они сами не горели желанием адаптировать мангу до самого финала, они лишь хотели адаптировать её до определенного момента, но им пришлось тянуть лямку аж до третьего сезона. Но теперь, когда адаптация ушла в руки студии MAPPA (одной из самых крутых студий на данный момент, которая не боится авантюр и делать необычные аниме по типу переосмысления классической манги Тэдзуки Осаму "Дороро" и маргинальной, грязной, неуютной, но чертовски угарной "Дорохедоро", или неоднозначной "Инуяшики". И список можно продолжать долго) - Wit смогли уйти в оригинальные проекты (Великий Притворщик или например предстоящее аниме со сценарием от Нагацуки Таппэя, известного многим по ReZero) и адаптацию того, что они хотят адаптировать (Например "Сага о Винланде"). Еще они совместно с Netflix основали Академию Wit, где будут обучать созданию анимации, выделять стипендии "студентам" и делать для них стажировки. По мне так это намного лучше, чем уже битый год тонуть во франшизе, которая им опостылела.
А что до MAPPA...ну, они по-прежнему хороши. Даже несмотря на то, что на Атаку Титанов им дали не сильно много времени (порядка 6-9 месяцев, ну или год максимум), справились они отлично. Трехмерные Титаны на мой взгляд получились хорошими (единственное исключение это Атакующий Титан Эрена - не создан его дизайн для трёхмерности, увы) - Челюсти, Звероподобный, Бронированный, они неплохо смотрелись в 3D, особенно челюсти. Совмещение 2D с трехмерной анимацией на мой взгляд удалось и это выглядело даже получше, чем в Дорохедоро (можно в принципе отследить эволюцию работы над сочетанием классической анимации с 3D, посмотрев Инуяшики, Дорохедоро и Атаку Титанов).
Большинство претензии к сериалу сводятся к тому, что:
1) Его делают не Wit (спросите себя - хотелось бы студии работать над тем, что для них превратилось в ношу? Возможно они сделали бы всё в 2D, что очень маловероятно. Судя по их работе с 3D в предыдущих сезонах, которая по сравнению с тем, на каком уровне работает MAPPA - ниже плинтуса. Но эта студия, в отличие от MAPPA, не может себе позволить работать над несколькими проектами одновременно, а творческой свободы и реализации потенциала очень хочется, поэтому их решение оставить франшизу в угоду оригинальным проектам и свободе в выборе адаптации мне более чем понятна).
2) Что MAPPA запороли экранизацию (они сделали отличную работу за те сроки, что им отвели, кто еще смог бы на ваш взгляд? Уже сдувшаяся Madhouse, зацикленная на продолжениях споконов Production I.G или доярка одной франшизы Bones?). Хотя это не так, учитывая то что у них на горбу "Магическая Битва", "Человек-Бензопила" и аниме о похождениях темнокожего самурая (реальной исторической личности, существовавшей в период правления Оды Нобунаги) с элементами фантастики и мехи (увы).
3) Что саундтрек уже не тот, что был раньше (хотя он по большей части состоит из старых композиции из прошлых сезонов или реаранжировок этих самых старых композиции из прошлых сезонов. Оригинальных композиции пока что по минимуму, ярко выделяется среди них "Ashes of the Fire" Кота Ямамото и в принципе всё. В остальном - всё новое это хорошо забытое старое, зрители иной раз удивляют своей забывчивостью).
4) Что такого эпика как раньше уже не будет. Ну, это объясняется тем, что манга развивалась и менялась от постапокалипсиса до политического триллера и военного боевика. Уникальное своего рода зрелище, когда одно произведение меняет свои жанры несколько раз и показывает разнообразные экшен-сцены (а именно с ними связана претензия к эпику и так далее) - с Титанами и Людьми, с Титанами и Титанами, с Людьми и Людьми. А в этом сезоне происходит всё вместе и в любых сочетаниях, своего рода "Королевская Битва" всех со всеми, да еще и с передовым вооружением вроде ДОТ. Манга и аниме меняются, стиль и сюжет тоже, поэтому особого смысла сетовать на отсутствие того что было раньше я не вижу - куда больше смысла в том, чтобы просто пересмотреть прошлые сезоны в рамках ностальгии. А 4 сезон еще покажет экшен.
И знаете что? Претензии отчасти оправданы, поскольку рядовой зритель вообще не хочет ни во что вникать и хочет банально получить удовольствие от просмотра, типичная потребительское отношение к потребляемому продукту. Однако мне бы хотелось, чтобы зрители при просмотре хотя бы немного начинали разбираться, поскольку закулисье штука тоже интересная - лично мне было интересно вникнуть в эту неоднозначную ситуацию с производством данного аниме и это подливало масло в огонь интереса, который держался до самого конца. Это давало дополнительные эмоции и глубину сериалу, мол "И это они сделали за такие сроки? Вау, Wit могли некоторые сцены по 2,5 месяца рисовать (например сцену с Леви и Звероподобным во второй части 3-го сезона), а они за год или около того сделали аж 16 серий на таком уровне, это круто".
Ну и "Атака Титанов: Финал" особенно ценна тем, что заставила задуматься о том, что все мы своего рода рабы - рабы завышенных ожиданий, рабы своего субъективного мнения, рабы своих идеальных представлений об идеальном завершении той или иной истории, таким образом мы закрываемся и замыкаемся в своих суждениях и спорим о том, чье видение лучше, но уж точно не авторское. Автор также раб своего творения и раб своих фанатов, которые ожидают от него того, что они себе напридумывали. Я такой же раб своего мнения, однако мне всё равно интересно что же автор нам представит на свет к окончанию манги - неважно, будет ли это разочарование или приятное удивление, это в любом случае будет событие. А MAPPA рабы своих амбиции (как и WIT) и адаптации манги Исаямы, Тацуки, Акутами и других авторов, посмотрим что они сделают и не слишком ли большой кусок пирога они отхватили.
Моя оценка 8 из 10 или 4 из 5 и помните - не пейте вино, чай рулит (смотревшие 4-й сезон поймут).