Наверно, никто не ожидал продолжения "Белого ящика". Оригинальный сериал обладает одним из самых всеобъемлющих и возвышающих финалов среди аниме-сериалов, и, хотя поклонникам всегда было интересно, что было дальше, история была закончена и продолжения не требовала. И, если честно, фильм выглядит скорее как шаг назад, чем вперед, хотя хронологически события развиваются спустя четыре года после завершения.
Вначале нам кратко пересказывают вторую половину сериала. Иронично, что большая часть драмы полнометражки как раз в ней вдохновение и черпает. MusAni нужно снять оригинальный фильм, но бюрократическая машина встает на пути у художественного видения, и нашей команде приходится жонглировать своими небогатыми ресурсами, чтобы создать то, что им хочется. Один из ключевых моментов почти в точности воссоздает аналогичный из предпоследней серии, и, хоть он удачно ложится в контекст, от ощущения вторичности он не избавляет.
Большая часть истории посвящена воссоединению старых товарищей. У MusAni дела шли не очень радужно - президент от них ушел, многие сотрудники нашли новую работу. Кто-то достиг карьерного роста, а кто-то, например, Миямори, наоборот, застрял в одной должности. Все как в жизни, и показано это с тонкой иронией, как и в оригинале.
Интересно, что нам показывают вообще всех героев, у которых была хоть какая-то роль в сериале, даже если в фильме им делать нечего. Даже мангаку. Не так много персонажей удостоились своего звездного часа, но одну из ключевых идей "Белого ящика" - что аниме создает обширная команда - это подчеркивает. И отдельное уважение за то, что нам показали жизнь второстепенных героев за пределами работы, в том числе аниматора Эндо. Про то, что у аниматоров есть какая-то личная жизнь, и в реальном мире нечасто вспоминают.
Но после того, как команда снова в сборе и начинает работу над новым проектом, все достоинства и недостатки отходят на второй план. Реализм, с которым в сериале показывали производственный ад, царящий при съемках аниме, выкидывают на мороз ради сказочного финала. Нет, я не против, чтобы картинка была приукрашенной - в конце концов, это производственная драма, а не документальный фильм. Но, даже если посмотреть на ситуацию с точки зрения драматургии, удовольствия от того, что герои с легкостью справляются с любыми испытаниями, никакого.
Хочется также отметить, что, когда нам хотят показать, что MusAni превзошли самих себя, мы действительно видим, что их работа намного лучше того, что мог себе позволить ограниченный в средствах сериал. Показанный фрагмент - настоящий шедевр с ярким и изобретательным дизайном, анимированными фонами и ошеломительной анимацией персонажей. Напоминает "Руки прочь от киноклуба!", что неожиданно, учитывая, что "Белый ящик" всегда был про рутину, а не про творческий процесс.
Подытожу тем, что мелочи порадуют фанатов оригинала. Остроты и шутки, короткие трогательные эпизоды в перерывах - видеть, как знакомые лица собираются вместе, чтобы выложиться по-полной, очень приятно. Также нам предстоит узнать кое-что новое о некоторых героях. Может, этот сиквел и не был необходим, но его сделали с любовью. Я рад, что снова провел время с Миямори и ее друзьями.