Не люблю писать рецензии. Но тут особый случай. Студия "Дзибли", с работ которой для многих из моего поколения началось знакомство с аниме, выпустила своё первое произведение, полностью созданное в 3D - графике. И тут-то пора начать ломать копья. О том, что "Дзибли" уже не та, что прежде, и это просто разрушение всех устоев. И о том, что перемены значат развитие, а развитие - это прекрасно.
Но... На самом деле тут всё оказывается намного интересней.
"Уховёртка и ведьма" (в оригинале "Ая и ведьма") - совсем не философское произведение о взаимодействии человека и природы, о том, что война - порождённый глупостью ужас, а чистые сердцем герои ведут мир к лучшему, как мы привыкли судить по "Ходячему замку", "Лапуте", "Принцессе Мононокэ". (Вообще квинтэссенция всего этого в "Навсикае из Долины Ветров"). Но "Уховёртка и ведьма" взяла от них то, что странное и страшное снаружи - не значит плохое. И то, что с любым живым существом нужно стараться договориться. И, вообще, лучше бы получше узнать это существо прежде, чем делать выводы. А упорство вознаграждается. Да, "Уховёртка и ведьма" - не для серьёзных размышлизмов и обучения, а увлекательное приключение со своенравной героиней, примеру которой не всегда надо следовать. Но смотрится взахлёб. Так, что даже забывается про чай с пирожным.
И вот тут-то вступает второе основное качество, по которому мы всегда узнаём "Дзибли". Вот вроде бы 3D - совсем другая техника работы... Да и совсем другие люди уже всё это создают. Но стоит только взглянуть на лунное небо через окно, витражную дверь в приюте, каменную кладку в башне или пчелу, подлетающую к розе, и приходит понимание - вот оно. То самое ощущение, когда мелочи обстановки являются неотъемлемой частью произведения. И из-за этого появляется улыбка, как при встрече с друзьями. А как проработана главная героиня! Каждое её движение, каждый оттенок эмоции, выраженный мимикой, выдаёт, как создатели корпели над ней. Что вызывает восхищение. И, конечно, общая гармоничность произведения. Сюжет порождён характерами и поведением персонажей, музыка задаёт настроение (и настрой), окружающие мелочи придают весомой действительности миру. И случается озарение, что эта история может существовать только в таком виде.
Так что, в рассуждениях о традициях и новаторстве, об изменениях и консервировании любимых студий, могу заявить только одно: работы получаются разными, как и люди, что их создают, но в каждой из них прослеживается влияние предыдущих. И не радоваться им невозможно.
А по "Уховёртке" у меня остался только один вопрос. Кто у них на басу?