Наверно, не стоило мне игнорировать жанр "сёнэн", уповая на психологию, драму и триллер. Одна из главных проблем "Бездарной Наны" - огромные амбиции и возможности вынуждены втискиваться в прокрустово ложе сёнэна.
Начнем с сюжета. В нем есть кое-какое сходство с "Тетрадью Смерти" - игра в кошки-мышки между убийцей и детективом. Даже пространные монологи на красном и синем фоне присутствуют. Но, в отличие от признанного собрата, "Бездарная Нана" лажает примерно так же часто, как и добивается успеха. Одни планы Наны великолепны, другие же срабатывают лишь из-за сюжетной брони. Герои разглагольствуют о том, что произошло, что произойдет и что может произойти. Само аниме находится в заложниках у собственной целевой аудитории, и, пытаясь разъяснить все и для всех, сковывает само себя.
Стоит также отметить то, как раскрывался сеттинг. Когда манга только вышла, многие бросили ее из-за кажущейся противоречивости и откровенной глупости мира. Подозреваю, та же участь постигла и аниме. Постепенно, конечно, выяснилось, что все противоречия возникают из-за ненадежного рассказчика - ребенка, который мало того, что сам пытается вводить в заблуждение, так еще и не владеет истинной информацией. Но до этого еще надо дойти, и к концу сериала на это только намекается. Возможно, если выйдет второй сезон, им заинтересуется больше народа, потому что кусочки головоломки сойдутся. Но до этого пока далеко.
У персонажей те же проблемы, что и у сюжета - обширный потенциал обрубается законами сёнэна. Нана изысканно жестока, но также страдает от одиночества и манипуляций, которым ее подвергли. Она развивается несколько торопливо, но в правильном направлении. От остальных же впечатления смешанные, особенно учитывая невероятную тупость, которую они демонстрируют, когда Нане удается выйти сухой из воды. Конечно, дети бывают глуповаты из-за житейской наивности и комплексов, на что можно списать происходящее... Но только с немалой натяжкой.
С графикой и звуком у "Наны" тоже проблемы, но не столько в плане качества, сколько в режиссуре. Анимация звезд с неба не хватает, но в целом хороша. Сэйю и музыканты тоже честно отработали свое. Но, например, Нана чудовищно переигрывает - стоит ей что-то задумать, как у нее выскакивает это страшно злое выражение на лице, а голос падает чуть ли не на октаву. Иногда кажется, что окружающие это замечают, но чаще всего нет, так что остается только догадываться - происходят ли эти метаморфозы в реальности, или это просто стилистический прием. В любом случае без этого можно было бы обойтись, и стало бы только лучше.
В конечном итоге "Бездарная Нана" во многом похожа на свою заглавную героиню. У нее есть блистательные моменты, а иногда она успешно делает драму. Но для того, чтобы до них добраться, придется познакомиться с более небрежно выполненным содержимым.