Мангака Симура Такако прославилась своими всепоглощающими и чувственными описаниями молодежного ангста. К сожалению, несмотря на всю популярность, ее работы непросто найти. Больше всего известны юрийные "Голубые цветы", экранизированные J.C. Staff, да история о взрослении трансгендеров "Блудный сын". Но даже у них возникали проблемы с распространением.
Мангу "Беззаботные дни" постигла схожая участь. Она вышла в цифровом формате в 2013, но из-за проблем с лицензированием просто растворилась в воздухе. Тем не менее, премьера аниме благополучно состоялась, и американцы даже смогли его посмотреть почти за месяц до Японии.
Отчасти затруднения связаны с тем, что истории Симуры часто нарушают границы пола, гендерных ролей и возраста. Например, в "Голубых цветах" Фуми влюблена в старшую кузину Тидзу, и они даже занимаются сексом. При этом Фуми только-только пошла в старшую школу, а Тидзу уже достигла брачного возраста, так что в их отношениях очевидно неравенство партнеров. Для некоторых читателей и зрителей это может оказаться перебором, так что перед просмотром "Беззаботных дней" необходимо подготовиться к тому, что там может быть. Например, учитель, который любит своих учеников несколько больше общественно одобряемого, хотя и остается в пределах допустимого, или обсуждения сексуальности. Впрочем, исполнено это откровенно и искренне, и отражает беспокойную и многообразную природу любви, не скатываясь в похабщину.
Начинается фильм с титров на фоне серии акварельных картин в испрессионистской манере, перекликающихся со стилем Симуры, и переборов акустической гитары, перемежающихся с городскими шумами и обрывками далеких разговоров. Так начинается серия зарисовок - подобно тому, как оригинальная манга была сборником, истории в котором практически не пересекаются. Каждый из сюжетов основан на отдельной главе первоисточника, и при просмотре возникает впечатление, что очень много внимания уделялось тому, чтобы воспроизвести ощущения от оригинала.
Первая история рассказывает о двух девушках, которые влюбляются друг в друга на свадьбе их общего возлюбленного. Эттян даже размышляет об иронии в том, что ее первый поцелуй был с девочкой по имени Юри. Приятно, что режиссер начал фильм с очаровательного юри, но это уже сигнал, что нас ожидает и какой подход принят - сглаживать углы у исходного материала, чтобы результат легче воспринимался аудиторией. В любом случае, это не плохой, но самый радостный сюжет в манге. Вторая история рассказывает о молодом учителе, и может показаться наиболее спорной, но заканчивается тоже мило. Сава-сенсей думает о своих подопечных как о напоминании об утраченной молодости, из-за чего его профессия тяготит его. Так что, когда он говорит, что ему нравятся старшеклассники, это достаточно двусмысленно, чтобы предположить, что он имеет в виду сентиментальные или ностальгические чувства, а не что-то другое.
Последние две истории рассказывают об отношениях Синъити и Мики со средней школы. Когда кузина Синъити, Саяко, останавливается у него, потому что из родного дома ее выгнали за съемки в порнофильме, это вызывает определенные проблемы в отношениях молодых людей. Саяко делает все, что в ее силах, чтобы доставить Синъити неприятности: смеется над его чувствами к Мике, дразнит его любовной жизнью и лобковыми волосами, а иногда обольстительно трется об него. А когда Синъити и Мика добывают запись Саяко и решают ее посмотреть, они узнают больше, чем им бы хотелось. Мика думает, что Синъити может влюбиться в Саяко, и пытается его соблазнить, а он думает, что он еще не готов к сексу. Тем не менее, даже спустя несколько лет они еще вместе, хотя призрак Саяко все еще реет над их отношениями.
Режиссер Сато Такуя проделал огромную работу, но решил не рисковать. Я рад, что он остался предан видению автора оригинала, но фильм может и должен пользоваться средствами, которые есть только у него. Четыре сюжета сохранили атмосферу манги, но не добавили ничего нового в персонажей, их положение. Симура любит показывать только то, что важно, подчеркивая эмоциональный характер своих работ, и этот эффект сложно повторить на экране. Для адаптации нужно внести новую перспективу, и ее у "Беззаботных дней" нет.
Подобная опора на приемы манги ограничивает возможности анимации. Она очень обрывочная, и часто возникают паузы, в которые ничего не происходит, хотя фильм и так длится меньше часа. Во втором сюжете даже есть сцена, во время которой мне показалось, что у меня интернет завис. Я несколько раз перепроверил, что все так, как и задумывалось. Я не сомневаюсь, что анимация с малой частотой кадров может творить чудеса, но некоторые постановочные решения привлекают ненужное внимание к их ограниченности. Тем не менее, фоны проработаны с заботой.
В целом, это вполне достойный способ потратить час времени. Каждая из глав - короткая медитация над горечью и сладостью любви, понятная любому человеку. Но стремление быть как можно ближе к первоисточнику играет злую шутку, лишая аниме как части обаяния манги, так и возможностей анимации.