Есть два полюса, к которым стремятся истории об общественно порицаемых хобби, субкультурах и жизненных философиях. Один - самовосхваление истинного фанатика, слащавые сказки без капли негатива, которые, в зависимости от восприятия, можно называть как безответственной глупостью, так и вредоносным обелением. Другой - попытки чужака поржать над "этими чудиками", выполненные с изяществом и правдоподобием водевиля. Их объединяет то, что они не имеют никакого отношения к реальности. И прелесть "Будокана" в том, как ему удается балансировать между этими крайностями.
"Пусть только выступит мой любимый идол в Будокан, и я помру" посвящен культуре айдолов среди отаку. Это настоящее откровение и признание в любви этой культуры. Он не стесняется того, что отаку, увлекающиеся айдолами - неприспособленные к обществу люди с проблемами в жизни, которыми манипулируют исполнители, чей основной способ заработка - доить крошечную группу одержимых фанатов. Но он и не отрицает, что сами отаку находят в этом цель, смысл и счастье всей жизни, то есть платят они за весьма осязаемые ценности, которые им больше негде взять.
И подобное разностороннее отображение (вкупе с отлично прописанными персонажами) делает это аниме чрезвычайно глубоким... Но причина, по которой я поставил десятку, не только в этом. Помимо сказанного, это еще и чертовски смешной сериал с уморительными шутками. "Будокан" - чистейшая, незамутненнейшая сатира, несмотря на то, что я писал выше.
Это следует учитывать, поскольку неверные ожидания могут убить все удовольствие от этого аниме. Это не айдолы, не романтика и даже не юри - да, тут есть все перечисленное, но оно служит лишь средствами для создания комедийных ситуаций. Нет, их романтические отношения никак не будут развиваться. Да, они будут сталкиваться с нелепыми недопониманиями, которые можно разрешить словами через рот, но так и не разрешат их. Нет, они не поцелуются. Почему? Потому что так смешнее.
При этом, это нетипичная для аниме комедия. Здесь нет наигранных эмоций. Шутки не делятся на подводку и панчлайн, а персонажи не объединяются в комедийные дуэты. Здесь нет меметичных сцен. Юмор, напротив, приглушенный, системный. Он состоит из постоянного накопления десятков мельчайших забавных моментов, которые, разрастаясь, как снежный ком, в конце захватывают все. Шутки смешны в контексте всего происходившего ранее, как в самой серии, так и в предыдущих. Некоторые из них длятся доли секунды, как двойной подбородок толстяка, чьи колыхания могут затмить физику груди в какой-нибудь "Коносубе". Все происходящее вызывает неудержимую улыбку, даже если не понимаешь, чем именно.
И, возвращаясь в начало, даже драма служит на благо комедии. Взять, например, такую сцену: парень оказывается в натуральном экзистенциальном кризисе. А его друзья показывают себя моральными уродами. Это совершенно не смешно. И именно поэтому от этого хочется смеяться.
"Будокан" показывает удивительно точный и в то же время смехотворный портрет фанатов айдолов. К тому же, в нем есть нарисованный вручную танец айдолов, и мне говорили, что это очень круто.