«Если вопросы могут кончиться, значит, мир не бесконечен».
2016 год. Перед нами предстало еще одно аниме о спорте.
Ммм, – подумали мы. – Опять?
Визуально ничего особенного, да еще и 13-летние мальки. Краски на минимум, еще чуть-чуть и уныние охватит.
Но кто же знал, право слово, что в итоге, это неприметное с первого взгляда произведение, поглотит настолько, что к последней 11 серии только и останется томно вздыхать: «Мало! Хочу ещё». Не буду говорить за всех, человек я специфичный, но примерно так всё и вышло из моего незатейливого плана убить вечерок.
Да, есть множество спортивных аниме, пестрящих аляпистыми лозунгами о силе упорства и труда, энергично скандирующих: «Дружба навсегда!» и всё это в россыпи из радужных парнишек… Эм, я про цвет волос!
Но вот что удивительно, в «Бэттери» это всё практически отсутствует.
О чем же оно тогда, спросите вы?
А аниме это, в первую очередь, о людских связях. О противостоянии рационального устоям и зашоренности. О противостоянии рационального чувствам, чему-то глубоко человеческому. В конце концов история о мальчишках в самом процессе становления их личности.
«Бэттери» – аниме восхитительно изящное и обманчиво простое. Оно больше задаёт вопросов, чем даёт ответов на них. «Бэттери» словно ведёт с вами живую дружескую беседу, в которой вам обоим найдётся о чем поразмышлять. И, что забавно, только после просмотра я узнала, что автор данного произведения Асано Ацуко, написавшая замечательный сюжет к сёнен-ай новелле «No. 6», произведению не менее красивому в смешении самых разнообразных, сложных красок.
Итак, история описывает нам встречу двух ребят и возникшее между ними, столь же естественное, как воздух, притяжение. Встреча, созданных друг для друга питчера (подающего) и кэтчера (ловца), рождение дуэта, именуемого в бейсболе «бэттери».
Да, одно из сильнейших отличий «Бэттери» – это показанная связь между персонажами и её совершенно безыскусная естественность. О нет, я не имею в виду романтику (хотя в манге на неё есть множество намёков). Это связь удивительно глубже и шире. Это не только дружба, сотрудничество. Это буквальное воплощение фразы «две половины целого». И это удивительно, показать такую связь между персонажами в спортивном аниме, практически избежав пафоса. Само аниме отлично этой естественностью во всём, оно замечательно в том насколько хорошо чувствуются и прописаны, пусть даже фоном, персонажи в нём, побочные ли они или главные. Это интересный микс – спортивное аниме, в котором спорт вроде и на видном месте, но как-то так выходит, что стоит он позади людей.
Люди здесь не кажутся искусственными, течение мыслей, поступков, диалоги ощущаются естественными. Персонажи ведут себя как живые, взаимодействуют как живые, понятные люди, а персонаж рассудительный действительно будет совершенно логичен в своих словах и действиях.
Главный герой Харада – удивительно рациональный и спокойный парень, сверх меры одарённый талантом. И ведь ясное дело, что из этого вытекает? Уверенность. Неколебимая уверенность. В таком возрасте довольно опасная. Он без проблем заявит родителям, учителям, друзьям: «Я не позволю вам управлять мною», «Вы не правы». И, представьте себе, в контексте характера персонажа, это не ощущается фразой взбалмошного бунтующего подростка. Парень удивительно взрослый для своего возраста, он рассудителен, логичен в своих мыслях, поступках. В спорах со взрослыми это им приходится напрягаться в поисках обоснований своим словам.
Вот только суть то в том, что за столь ценной рациональностью теряется кое-что очень важное. Ведь человек – существо социальное и выработалось это в нас веками далеко не просто так. Мы не можем существовать вне общества, мы не можем существовать сами по себе, одни, как бы того, быть может, ни хотели и как бы, с точки зрения логики, да и с развитием технологий, это не могло казаться возможным. Да, каким бы Харада ни был умным и рассудительным, он всё ещё ребёнок. И задачей взрослых в этом аниме было донести до этого невероятно талантливого, умного парня очень важные вещи, которые становятся как никогда заметны с жизненным опытом.
И да, включая такую простую, казалось бы, истину о том, что выстроить цельную здоровую жизнь, игнорируя чувства, следуя лишь заданной самому себе траектории, невозможно. Человек – не машина, и пока мы дышим, живое в себе не заглушить. Делая так, мы лишь создадим бомбу замедленного действия. Чувства всегда найдут как прорваться и это может быть опасно.
И вот, словно в противовес, в красивую динамику общей композиции, на другую чашу весов нам ставят ещё одного персонажа. Того самого идеального напарника – Нагакуру. Юношу искреннего и открытого, далеко не глупого, но при этом по-простому человечного.
Открывая нам через него другую сторону всё тех же вопросов.
«Я захотел продолжить заниматься бейсболом только из-за тебя».
Если Харада строит свою жизнь, игнорируя человеческие связи, то Нагакура, напротив, задался делом своей жизни, привязав его к одному человеку. К связи с Харадой. И связь эта, зависимость, в один прекрасный день превратится в непреодолимое препятствие на пути к развитию, выбив почву из под ног их взаимного блага.
«Харада сможет подать мяч любому кэтчеру. А сможешь ли ты, не кривя чувствами, принимать подачи от кого-то другого?».
Не парадокс ли эта пара? Они – идеальная связка, бэттери. Только Нагакура может принять полную силу броска Харады. Только Харада смог зажечь в Нагакуре огонь. Они идеально подходят и дополняют друг друга. Но это же может сделать их великим дуэтом, а может задушить.
«Даже следующей весной мы будем рабами нынешних себя?».
Именно так звучит слоган данного аниме. Каждый персонаж здесь должен найти и понять о себе что-то. Эта история – путь к осознанию себя и своих недостатков, мешающих двигаться дальше. История о связи двух ребят, благодаря которой им предстоит многое понять.
Аниме, не смотря на очень юных главных героев, рассчитано всё же именно на взрослую аудиторию и «дзёсэй» в жанр закрался не просто так. Как и оригинальное произведение, аниме задаёт множество вопросов, распуская их перед нами, словно ниточки. Показывает множество персонажей, переплетение самых разнообразных конфликтов, в том числе и внутренних, личностных. И, наверное, это самое раздражающее, но вместе с тем и разжигающее аппетит – ответов мы так и не получаем. Нас лишь толкают в нужном направлении, шепча на ухо: «Догадайся сам».
Такова жизнь, увы и ах, и это произведение, точно также, просто отказывается преподносить нам ответы на блюдечке. Даже финал словно обрывается на середине. Но, удивительно, разочарования ты не испытываешь. Лишь грусть от того, что придётся прощаться с героями. Ведь хочется и дальше наблюдать за ними, за их успехами. Узнать, смогли ли они до конца понять себя, смогли ли справиться со своими недостатками. И как? Какими будут их отношения дальше, как разовьются?
Понимаете, да?
Прямо как и в жизни, сложные краски пронизывают реальность, но понять, разобрать их на точные составные части, как и узнать будущее – невозможно. Ты лишь смутно ощущаешь их, строишь свои выводы и остается лишь догадываться об истине.