Отзыв на аниме Психопаспорт сезон 1

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

            Если честно, писать рецензии не особо люблю – только если что-то просмотренное/прочитанное очень понравится или же совершенно разочарует. Да и анимешник из меня, наверное, не очень типичный – постоянно жду от данного направления чего-то достаточно глубокого, того, над чем интересно было бы поразмышлять.

            Сразу скажу, что пишу свое мнение, основываясь не только на первом сезоне, но и на последующих, которые я посмотрела с большим интересом.

Три момента:

– в рецензии будут спойлеры (хотя я постараюсь их сократить), поэтому тех, кто только планирует посмотреть «Психопаспорт», прошу читать с осторожностью (!!!);
           – критиковать я не планирую, и не потому, что не вижу ряда ляпов. Увы, от них никто не застрахован, и если на каждый обращать внимание, потеряется удовольствие от просмотра. Поэтому в рамках данной рецензии я собираюсь просто порассуждать о представленной истории;

– не умею писать коротко, за что заранее прошу прощения. Будет «о-оочень много букв», да))))

           

Немного о жанровой принадлежности:

            Честно говоря, затрудняюсь четко обозначить жанр к которому принадлежит данное аниме. С одной стороны, его можно назвать антиутопией – тем паче, что присутствуют многие характерные элементы, как то: (1) наличие вездесущей Системы, (2) неких силовых подразделений, ее защищающих, (3) достаточно инертных граждан страны, не стремящихся к пониманию реальной сути дел, а также (4) людей, которые против Системы борются. Вроде бы, определились. Но, как говорится, «тут есть один нюанс»: история подана, в основном, с точки зрения одного конкретного подразделения Бюро общественной безопасности (если совсем утрировать, то представьте «Матрицу» в пересказе агента Смита). И тут неожиданно оказывается, что у людей, в некоторых переводах прямо называемых «карателями», есть своя правда, которая, на мой взгляд, по многим пунктам бьет правду революционеров-анархистов. Да, понимаю, что со мной могут не согласиться, однако конфликт интересов налицо, и у обеих сторон есть основательная мотивация. У полиции – хранить закон и порядок, оберегая общество. У главного антагониста – разбудить людей, хотя при этом Макишима выступает, скорее, в роли созерцателя-подстрекателя, исследующего человеческую природу, нежели спасителя и борца с Системой, и это наводит на мысль, что подобный человек не сможет вписаться ни в один социум.

В данном раскладе мои симпатии однозначно на стороне полицейских, поскольку в сухом остатке они оказываются более человечными, нежели их оппоненты. Всё понимают, но до определенной степени принимают правила игры, потому что в любом обществе убийство остается убийством, насилие – насилием, а маньяк должен быть изолирован. Здесь очень показательно мнение Аканэ о важности «Сивиллы» в текущий момент, а также образ Кагари – в особенности, его диалог с Чхве Гу Соном ближе к концу первого сезона. Да, страной правит крайне противоречивая «Сивилла», да, люди зачастую лишены права выбирать свое будущее. Однако даже в таком обществе можно найти счастье, быть на своем месте. К тому же, если человек внутренне свободен, он будет свободен везде – даже в четырех стенах (что происходит, например, в случае с Когами). Все можно исправить, кроме смерти. И, что бы ни говорили убийцы, какими бы словами они ни прикрывались, главное, не то, что они пропагандируют, а то, что они делают. Важнее поступок, а не обертка из красивых слов, в которые он завернут. Если под лозунгом свободы насмерть забить на улице женщину или расчленить человека, единственно реальным фактом будет отвратительная смерть. Конечно, можно возразить, что ради обретения свободы допустимо пожертвовать n-ным количеством «овец», однако мертвая «овца» никогда не откроет глаза и не станет человеком.

            Соответственно, имея в наличии множество маркеров антиутопии, «Психопаспорт» все-таки немного о другом, его сюжет более многослойный и подан под нестандартным углом. И на самом деле, это замечательно, поскольку позволяет избежать ряда заезженных штампов и дает хорошую пищу для ума.

 

        О психологии и социуме:

     Очень важным фактором для меня стало то, что в аниме достаточно хорошо проработана психология как главных, так и второстепенных персонажей. Их цели и мотивация легко просчитываются, слишком серьезных логических перекосов я, в принципе, не вижу. Герои реалистичны и, что очень важно, многие образы и ситуации можно применить и к сегодняшнему дню. Да, когда-нибудь обязательно появятся новые фантастические технологии, но люди в духовном плане были, есть и останутся прежними. И как поведет себя тот или иной человек, если его максимально ограничить в правах или, наоборот, предоставить все средства для достижения цели? А если подарить людям возможность спрятаться за маскирующими шлемами, какими будут их настоящие лица? Или, может, это окажутся уже не лица, а звериные оскалы? Как быстро терроризируемое общество, будь оно хоть трижды «идеальным», превратится из стада в стаю?

Сюжетные ходы вскрывают многие социальные и духовные проблемы не только будущего, но и, что более ценно, современного нам общества: безразличие к окружающим, зависимость от техники и виртуального пространства, подмена реальности иллюзией, проблема миграции и непринятия чужаков, превышение полномочий власть имущими, жажда насилия, загнанная глубоко внутрь и тем более страшная, если однажды выйдет наружу… Лично для меня наиболее жутким моментом в первом сезоне стало не обилие крови, а та совершенно отвратительная ситуация, когда на глазах у толпы человек в шлеме медленно убивал женщину, а окружающие ничего не делали – только наблюдали. Ау, люди! Подобное происходит и сейчас! Когда два «кадра» раскладывают в вагоне девушку, а окружающие или не обращают внимания, или, максимум, уходят, чтобы не видеть и не слышать. Когда кто-то делает селфи с губами-рыбками на фоне ДТП и умирающих, а потом выкладывает в Сеть с припиской «О бо-ооже, какой у-уужас!»…

Мое почтение авторам за поднятие подобных острых тем.

 

        О некоторых персонажах:

            Поскольку персонажей в данном аниме много, акцентирую свое внимание всего лишь на нескольких, наиболее для меня любопытных. При этом внешность героев интересна мне не сама по себе, а как некое отражение их внутренних качеств.

            Мне, в принципе, близки в произведениях темы долга и ответственности, взятия обязательств за кого-либо. В связи с этим я с особым вниманием наблюдала за раскрытием персонажей-инспекторов. Не могу сказать, так это или нет, но, по всей видимости, автор планировал показать зрителю три типа руководителя: (1) демократичный, «хороший» (Аканэ); (2) администратор, «на первый взгляд, плохой – но только на первый взгляд» (Гиноза); (3) бюрократ, «плохой» (Мика).

            Итак, Аканэ Цунэмори.

            Главная героиня неожиданно очень понравилась. Несмотря на то, что внешность ее отрисована достаточно специфично, в стиле baby-girl, на протяжении сериала она раскрывается перед зрителем, как волевой человек, с четкой системой ценностей и внутренним стержнем, способный быстро и нестандартно мыслить (например, ситуация с Касэй, Гинозой и Когами) и, что очень важно, брать на себя ответственность. Со временем как-то рассеивается эффект «детской внешности», и уже не смотришь на маленький рост и большие глазки, а с увлечением наблюдаешь за тем, как она ведет себя в той или иной ситуации. На мой взгляд, переломным моментом для героини стала смерть ее подруги от рук Макишимы Шего. По большому счету, шансов убить антагониста у нее почти не было – стресс, незнакомое оружие, особенности воспитания, отрицание убийства, как способа решить проблему, непонимание, почему доминатор «дал осечку»… А вот то, что потом она не сломалась, а, наоборот, подобно стайеру, обрела второе дыхание, характеризует ее лучшим образом. «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».

      В плане стиля руководства это персонаж, поддерживающий максимально комфортные, дружеские отношения внутри коллектива.

            Нобучика Гиноза.

            В первом сезоне именно этот персонаж, наряду с Аканэ, был для меня наиболее интересен – возможно, из-за психологической достоверности. Образ человека на грани нервного срыва, который всеми способами пытается держать себя в установленных системой рамках и нормально делать свою работу. В принципе, на момент прихода Аканэ, в коллективе сложились весьма продуктивные деловые отношения с дружеским подтекстом, и вряд ли нечто подобное произошло бы, если бы руководитель на самом деле считал исполнителей «недочеловеками». Поэтому в случае с Гинозой верно правило о том, что судить нужно не по словам, а по делам. Да, в беседах с коллегами он четко проводит границу между инспекторами и исполнителями-карателями, но при этом не «крысячит» (в чем была замечена та же Мика), а защищает своих (например, разговоры с шефом Касэй об Аканэ). Логичен и вполне объективен в своих распоряжениях. Хорошо осознавая, что Когами более талантлив, он до определенного момента позволяет ему проявлять инициативу. Для него переломной стала ситуация с прицеливанием в своего друга и переключением Касэй доминатора в смертельный режим. Причем, как мне кажется, здесь наиболее важен именно момент переключения, что, вроде бы, невозможно, но по факту… «Беспристрастная» система на ходу сбрасывает карты и меняет правила игры. От понимания этого легко можно сорваться.

            Мика Шимоцуки.

       Неприятный, хоть и не однозначно отрицательный персонаж, наиболее ярко показавший себя во втором сезоне. Это тип бюрократа и формалиста, и как раз-таки для такого, как Мика, совершенно естественным является «кастовое» деление людей. Если бы на месте Аканэ в начале первого сезона оказалась именно она, слова Гинозы об исполнителях были бы восприняты ею совершенно буквально, как само собой разумеющееся.  «Почему?» - «Да потому что».

Подобные руководители прекрасно, словно рыбы в воде, чувствуют себя в иерархической структуре и обычно действуют по принципу «Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак». Быть винтиком в системе – это звучит гордо, а если еще и забраться повыше… А ведь и забираются! Начальство таких любит – особенно если подчиненный со слезами на глазах кричит о том, что готов принять Систему, какой бы она ни оказалась. Да, в рамках повседневной рутины подобное мышление вполне оправдывает себя, однако в чрезвычайных ситуациях человек вполне может «посыпаться» и/или оказаться слишком недальновидным – что и было продемонстрировано в ситуации со взятием заложников в здании.

            Тем не менее, на протяжении повествования персонаж развивается (и это радует), излишний снобизм отходит на второй план, нарабатывается опыт и оперативной работы, и руководства, так что в третьем сезоне мы видим уже немного другую Мику.

 

            Было бы удивительно, если бы в своей рецензии я обошла стороной пару главных протагониста и антагониста, Шинъю Когами и Макишиму Шего, представленную в первом сезоне «Психопаспорта». Она получилась весьма колоритной, построенной на явных и скрытых контрастах, а также обыгрывании архетипов – внешности (мощное и обманчиво хрупкое, черное и белое – но при этом «черное» не есть зло, а на пути «белого» лучше не стоять), манеры общения (лаконичность и многословность, конкретность и витиеватость), системы ценностей, одежды и т.д., и т.п. При этом персонажи прекрасно понимают мотивацию оппонента, начитанны, свободолюбивы, оба мыслят вне рамок… Но это отнюдь не означает, что они готовы принять точку зрения другого. Наоборот. Перед нами почти полные противоположности. Два волка-одиночки – только один из них здоровый, а другой бешеный.

            Честно говоря, я совершенно не разделяю восторгов по поводу Макишимы. Да, он явный полиглот, умеет увлекать людей за собой, выплетая словесное кружево, говорит очень умные вещи, но… Есть одно большое «но»: он убивает. Убивает и чужими руками, и своими собственными, совершенно не чувствуя при этом угрызений совести. Убивает не по необходимости, как те же Когами или Масаока, когда требуется обезвредить преступника, а, скажем так, в «исследовательских целях». Эдакий «ангел смерти доктор Менгеле», проводящий эксперименты по познанию человеческой души. Только данная потребность слишком маниакальна, к тому же ее просто невозможно насытить – ведь душа, в принципе, непознаваема. Человек с совершенно изломанной системой ценностей, Макишима, в принципе, не сможет вписаться ни в один социум – ведь для этого требуется понимание дружбы и взаимовыручки, любви и преданности. Увы, но Шего – это эгоист до мозга костей, даже близких ему людей рассматривающий исключительно по степени полезности для реализации своих планов. Люди – не близкие существа, люди – винтики, пешки в его игре. Подобным отношением он очень напоминает «Сивиллу», этим, на мой взгляд, он ее заинтересовал – и именно поэтому он настолько яро отказывается от присоединения к Системе, ведь, влившись в нее, он потеряет свою индивидуальность. Для болезненного эгоиста это страшнее всего.

            Однако, несмотря на неприятие данного персонажа, в качестве антагониста он изумительно хорош. Как, впрочем, хорош и главный герой Когами. Когда я смотрела аниме, мне не раз приходило в голову следующее сравнение: оба эти человека несвободны – только несвобода Макишимы внутренняя, тогда как Когами ограничен внешними обстоятельствами. И, если в случае с Шинъей достаточно осуществить побег, то Шего может освободиться от той клетки, в которую сам себя с удовольствием загнал, только умерев. Собственно, именно это и происходит в конце первого сезона – каждый из них получает свое.

 

            В завершении рецензии хотелось бы сказать, что я смотрела первый сезон и в стандартном 22-серийном формате, и в 11-серийном, с увеличенной продолжительностью серий и некоторыми дополнительными сценами. Второй вариант мне понравился больше – возможно, потому что серии на 40 с лишним минут дают более глубокое погружение.
Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Aertaj
Аватар Aertaj
Все отзывы на Психопаспорт
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 19.05.20

Меню