Оцените отзыв
Выживает не тот, кто прав. Выживает тот, кому хватает на это сил. Пожалуй, так бы я охарактеризовала одну из главных идей аниме «Shiki». Идея старая, но актуальности своей не утратит никогда, ведь первой «целью» (или, скорее, «задачей») своей жизни каждое живое существо ставит выживание. На этом, на мой взгляд, держится сюжет.
Скажу честно, данное произведение меня приятно удивило, хотя когда я подбирала аниме для просмотра, моя интуиция подсказала: «Посмотри, это явно что-то хорошее». И я не пожалела, что поддалась. Сразу хочется предупредить потенциальных зрителей: если вы ищете эффектный боевик, «Shiki» вам точно не понравится. Кто ищет ужасы, тоже может проходить мимо – здесь ужасы передаются идеей. По жанру эта вещь ближе к психологическому триллеру, и именно с этой точки зрения я буду анализировать экранизацию. Что ж, начнем по порядку.
Во-первых, нельзя не обратить внимание на прекрасную атмосферу. Пожалуй, без нее сюжет просто не смог бы зацепить аудиторию. Но здесь все проработано просто прекрасно, атмосфера гладкая, проявляется буквально во всем: это и мрачная музыка, и неторопливый темп повествования, и многозначительные диалоги, и характеры персонажей, и одежда, и тона... Список можно продолжать бесконечно.
Но больше всего как элемент атмосферы я хочу выделить ауру самого населенного пункта Сотоба – это живая деревня. Действительно создается такое впечатление, что она живет своей жизнью, и что не она живет за счет жителей, а жители живут за счет нее. Ей было дано описание как «деревне, словно бы окруженной смертью». Удивительно точное описание этого Богом забытого поселка, в котором люди просто существуют. Им неведомы большие амбиции городских жителей – они просто живут так, как умеют, неторопливо и бесцельно. Живут ради жизни. И лишь некоторые инстинктивно чувствуют, что что-то не так. Будто бы такая жизнь подобна смерти. Желание Нацуно и Мегуми уехать из деревни и вырваться в большой город вполне можно понять. Остальные жители, заметьте, такого маниакально желания выбраться подальше не испытывает. И именно эта атмосфера «смертельной» и бесцельной неторопливости привлекает загадочных жителей Канемасы.
Еще одной интересной деталью атмосферы я назову разговоры Сейшина и Сунако – о, они великолепны! Обязательно обратите на них внимание. В них как раз и можно увидеть душу этого аниме-сериала. Их можно на цитаты разносить. Есть и один минус – к концу первичная атмосфера медленно сходит на нет, как ни печально. Возможно, потому, что первую половину сериала зрителей держит в напряжении интрига, а во второй части она исчезает, оставляя за собой лишь странное чувство, будто чего-то не хватает. Но в целом атмосфера цепляет сразу – я оцениваю ее на 10 баллов.
Во-вторых, сюжет. Об этом я много писать не хочу, иначе будет не так интересно смотреть. Скажу только, что он прекрасно подчинен атмосфере, но где-то с середины повествование меняет акцент. Первая половина сериала держится за счет интриги, связанной с загадочной болезнью, вторая же уже показывает историю с другой стороны. Концовка вполне ожидаемая, но, к сожалению, не сильно запоминающаяся. Хотя мысль логически и завершена, ее немного недооформили, на мой взгляд. Отсюда ощущение некоторой незаконченности. Но я оцениваю сюжет в 8 баллов. Один балл снижаю за недооформленность концовки, и один за потерю интриги. Сериал плавно переходит в безжалостную резню.
В-третьих, рисовка. Ставлю 10 баллов – придраться особо не к чему. Ландшафты прорисованы довольно детально, но весьма специфическим образом изобразили глаза и прически персонажей. Мне показалось это своего рода изюминкой. От рисовки впечатления весьма положительные.
В-четвертых, музыка. Выполнено превосходно. Оба опенинга произвели хорошее впечатление (особенно первый), эндинги немного слабее. В сопроводительных музыкальных темах часто присутствуют церковные мотивы, что добавляет некий философский оттенок действию – хороший и уместный ход. Главное, что музыка прекрасно дополняет атмосферу – нет диссонанса звука и картинки. За музыку я тоже ставлю 10 баллов.
В-пятых, персонажи и идея. Да-да, я буду рассматривать их как единое целое, и дальше вы увидите, почему.
О персонажах можно рассказать очень много – каждый из них индивидуален, и большинство из них окружает атмосфера типичных жителей деревень. Старушки любят посплетничать, все друг друга знают, чужаков не любят. Но есть несколько персонажей, которых эта деревенская аура не окружает – это те люди, кто чувствуют, что они в этом месте чужие, даже если прожили здесь всю свою жизнь. Это Нацуно, Мегуми, медсестра (прошу прощения, я забыла, как ее зовут), доктор Одзаки и монах Мурои Сейшин. Каждого из них я описывать не стану, я укажу лишь на четверых из них, ибо они, на мой взгляд, являются ключевыми фигурами сюжета. Все остальные будут относиться либо к одной стороне, либо к другой.
Доктор Одзаки. Несомненно, яркая личность. Человек, который не отвергает жизнь деревни, но и не является ее частью. И только то, что он ответственен за жизни здесь живущих, заставляет доктора принимать жизнь такой, какая она есть. У него есть долг – все остальное уходит на второй план. Немного циничен, в меру эгоистичен и даже безумен, но настолько же и умен, а главное, что актуально для самого сериала, он силен. Этот человек здесь символизирует силу, умение видеть и делать то, что нужно. Он не разменивается на мелочи, не терзается переживаниями о том, что его действия неправильны, нет. Доктор Одзаки понимает – так надо. Если он врач, то должен защитить своих пациентов даже тогда, когда они сами этого не хотят. Вспомните, на какой эксперимент он решился с телом своей жены. Да, это бесчеловечно. Но так надо, иначе погибнет больше людей. И создатели великолепно показали, что здравый цинизм, ум и некоторое безумие этого человека помогает ему не сойти с ума и твердо стоять на своем. Он верен своим убеждениям и поступает так, как хочет. У него есть это право, ибо он силен. Его убеждения оказались его силой. Этот человек настолько силен, что заслужил уважение у семьи Киришики. И он – один из немногих, кто смог остаться человеком до самого конца, даже погружаясь с головой в безумие жизни и смерти.
Медсестра, которая является олицетворением ангела. Она – единственная, кто за весь сериал ни разу не засомневалась в себе. И даже после смерти она отказалась становиться такой же, как другие «восставшие». Она сумела сохранить гармонию в себе, она не взяла на душу греха, и этим спасла свою душу. По характеру она очень близка к Тору, а мировоззрение Нацуно во многом сходится с мировоззрением Одзаки.
Сунако. Воплощение закона джунглей. Девочка, которая не хочет умирать. "Вампир", который раз за разом убивает, но маниакально жаждет спасения. Она стала жертвой обстоятельств, убивала потому, что хотела есть. Есть в этом ее вина? Трудно сказать. В Сейшине она увидела родственную душу, и начала все чаще приходить к нему. Почему? Она чувствовала его свет и тьму. Тьма связала их, она родная им. А свет – это то, чего жаждала душа Сунако. А ведь остановить ее оказалось так просто…
И, наконец, Мурой Сейшин. Самый мною любимый, колоритный и самый противоречивый персонаж, которого многие жестоко ругают. И я могу понять этих людей, хотя сама я не осуждаю его. Потому что понимаю, почему же он в итоге так поступил.
Юный монах, в котором души не чает доктор Одзаки. В аниме не показали моментов из их детства, а очень жаль. Мурой и Одзаки с детства были друзьями. Озаки - энергичный и сильный лидер, Сейшин - тихий ангел, который никогда никого не отталкивал и позволял себя подавлять, как бы "поглощая" излишнюю энергию друга. Именно его тихая сущность, внутренняя мягкость и сострадательность привлекла Одзаки.
Но мне кажется, что Сейшина с самого детства не отпускала мысль о том, что эта деревня однажды принесет смерть, и создатели аниме и автор манги говорят об этом почти прямым текстом. Монах словно чувствовал этот запах смерти. Именно он привел такое сравнение этой деревни с местом, окруженном смертью. У меня создалось впечатление, что все это время он жил в Сотобе, внутренне сжимаясь от неприятного предчувствия чего-то плохого. Думаю, именно это толкнуло его на два поступка: 1). То, что он вообще стал монахом (скорее всего, это желание основано на стремлении «очистить» себя, ведь атмосфера деревни словно сдавливало его душу); 2). Его попытка покончить с собой. В манге упоминается, что Сейшин сделал это по глупости, когда был пьян. Однако станет ли так делать человек, довольный своей жизнью? Нет. Видимо, в этот поступок и вылились внутренние переживания и предчувствия Сейшина, но он был слишком молод, чтобы это понять. Инстинктивно он хотел избавиться от этого, даже если единственным средством избавления будет смерть.
Но в целом образ Сейшина здесь символизирует жертву. Этот человек – почти что мученик, отдающий свою жизнь, свою душу на то, чтобы следовать тому, во что он всегда верил. Страдает от произошедшего здесь больше всего именно он. Его духовное мировоззрение удивительно, и оно правильно, на мой взгляд. Это тоже сила. Страшно только то, что эта сила в контексте данного произведения становится слабостью.
И вот тут-то мы и подошли к главной проблеме, поднимающейся в сериале. Если бы эти "восставшие" были лишены разума, если бы они были просто кучей трупов без чувств, эмоций, разве стали бы вы их жалеть? Ни в коем разе. Но взгляните на эту же ситуацию под другим углом – а если эти чувства все-таки есть? И вот тут становится страшно. Они не виноваты в том, что с ними стало. Они хотят жить. Вправе ли ты, живой, говорить кому-то, что он недостоин жить? Вправе ли ты отнимать у него эту «жизнь»? Осудишь ли ты его на смерть? Можешь ли ты спокойно подойти к этому «восставшему» и убить его, когда он умоляет о пощаде? Достойны ли эти существа жалости?
Вот, что погубило несчастного Сейшина, и вот, почему его так ненавидит добрая половина зрителей. Он все это время жил, веря, что духовность и милосердие спасет мир и души людей. Но в итоге столкнулся с ситуацией, когда ему пришлось бы отбросить то, что спасло бы его душу, но убило бы тело и забрало жизни многих других. Он запутался в собственной морали, поддался мягкосердечию, испугался потерять самого себя и в итоге отдал себя как жертву «восставшим». Он оказался не готов отказаться от своих идеалов, его мир рушился прямо у него на глазах. И разрушился окончательно в тот момент, когда он увидел, что доктор Одзаки сделал со своей женой и с могилами погибших. Его превосходная, святая сила в один миг обернулась самой ужасной слабостью, которая чуть не погубила оставшихся жителей деревни.
А вы можете винить его за это? Вы можете с уверенностью сказать, что готовы отбросить то, к чему так стремится ваша душа, и биться «за правое дело»? А вы уверены, что при этом сохраните в себе то, что делает вас человеком?
Это аниме действительно страшное. Точнее, ситуация, показанная в нем, в самом деле ужасает. Она переворачивает ваши идеалы, путает все понятия, заставляет пересмотреть взгляды на жизнь и смерть. И самое главное, она отодвигает на второй план то, что мы считаем моралью, и выводит на первый план то, благодаря чему человек может жить – сила. Именно за нее цепляются люди, пытаясь выжить. Выживает сильнейший. И если ты оказался слабее кого-то, то никто тебе не поможет. И не важно, кто же в итоге оказался прав (хотя по логике правильнее были идеалы Сейшина). Важно то, что выжить в этой борьбе могут лишь сильные. И духовно, и физически.
Моя оценка всему произведению в целом – 10 из 10. Впечатления исключительно положительные.
Дата публикации: 10.11.13