Оцените отзыв
Находясь в трезвом уме и здравой памяти, незамутнённой сиюминутными эмоциями после увиденного, автор торжественно заявляет: аниме интересно и годно вопреки главному герою.
Ахтунг: рецензия написана после трёх сезонов МГА и содержит общее впечатление для тех, кто хочет понять перспективность дальнейшего просмотра. Но спойлеров нет, честно-пречестно.
Засим поясняю за базар.
Пункт первый. Положительные стороны сквозь призму скепсиса.
Несмотря на вдоль и поперёк заезженную (а некоторым - изрядно поднадоевшую) концепцию супергероев, в этом аниме она не выглядит скучной. Ничего инновационного в ней нет, да и появление способностей обусловлено бессменной фразой "по неизвестными причинам", но для сюжета этого и не надо, потому что необходимую информацию о мире или конкретных причудах зритель получает по мере просмотра.
Стилистика персонажей и их окружения приятна глазу, не содержит посторонних псевдофутуристических элементов быта или архитектуры. Мир походит на нашу современность, разве что слегка опережая в технологическом плане, в виду необходимости подготовки и обучения героев, а также защиты от злодеев. Сами персонажи не ограничены человеческим обликом или логичной целесообразностью способностей, так что довольно интересно угадывать, какой причудой обладает тот или иной герой. Анимация иногда лажает, но с пивом потянет и при первом просмотре не замечаешь некоторые косяки на заднем плане.
Саундтрек хорошо вписывается, опенинги и эндинги на уровне твёрдой четвёрочки, есть парочка запоминающихся мотивов. Сейю молодцы, диссонанса между увиденным и услышанным не чувствуется вообще (кто смотрел "Внук мудреца" и слышал сестрёнку принца Августа, тот поймёт, к чему я веду).
Герои и злодеи. Хороши, поганцы! Много странных, гиперактивных или ленивых, агрессивных и индифферентных, самоуверенных и паникёров, крутых и просто чудиков. А это значит, что каждый найдёт хоть одного персонажа себе по душе, а то и будет любить всех скопом. Благодаря геройским/злодейским именам, деталям внешности и вариативности характеров персонажи легко запоминаются. За их взаимодействием и отношением друг к другу интересно наблюдать, отлично (но пока мало) раскрыты ключевые черты, что только повышает узнаваемость.
Атмосфера в целом динамичная, позитивная и приятная. Наличие сверхдрамы или сверхгероизма мы опустим, потому что без этого супергерои не были бы супергероями. Весь смысл подобных произведений сводится к тому, что крутые чуваки приходят туда где плохо и делают там хорошо, при этом походя избавляясь от своих внутренних демонов, окда?
Против клише тоже ничего не имею. В наш век супергеройский жанр существует в бесчисленных множествах вариаций, не повториться хотя бы в одном или двух сюжетных поворотах - уже большое достижение, доступное далеко не всем. Остановимся на другом.
Повествование довольно ровное, не возникает очевидных вопросов при просмотре, сюжетных дыр не заметишь (если специально на них не ориентироваться). Юмористические вставки уместны, не перебарщивают с количеством, насчёт качества говорить не берусь (на вкус и цвет, как грица). За просмотром Академии приятно провести вечер-другой, похохотать, поболеть за любимых персонажей, посмотреть на зрелищные драки и тренировки. Есть несколько интересных моральных посылов и примеров для подражания, есть намёки на более глубокую историю, узнать которую предстоит в следующих сезонах. Главный конфликт очевиден, прост, хорош.... и рассказывается на первых минутах первой серии. Почему бы и нет? История становления героя - это то, ради чего мы здесь!
Пункт второй. Субъективная критика энд ху из ху.
Для тех, кто пришёл сюда за логикой и внятными пояснениями - не надо. Просто не надо. Да, аниме интересное, красивое, весёлое и хорошо развивается. Но:
а) сюжетная обоснованность и смысловая целостность - разные вещи;
б) супергероика - тот жанр, где логика зачастую приносится в жертву зрелищности, нагнетанию атмосферы или нуждам сюжета.
Так что детализации мира как таковой нет, только краткие описания, необходимые для понимания ситуации в целом. Важно сначала ЧТО происходит, и только потом ПОЧЕМУ происходит, поэтому на первый взгляд требующие пояснения вещи, как истоки способностей, в сюжете не занимают ключевое место и максимально сокращаются за ненадобностью.
Иногда по просмотру лезут мысли "чё ж ты творишь, идиот?", но это норма для любого произведения и показывает скорее степень увлечённости просмотром. Также многие поступки или слова не имеют никаких предпосылок, так как предназначены для выкручивания эмоций на максимум - и это тоже нормально, хотя бывает не к месту и изрядно раздражает.
Основная моя претензия, ни много ни мало, главный герой.
Для нас - прошаренного, так сказать, сообщества - видеть геройское восхождение ключевого персонажа из грязи в князи не является чем-то необычным. Абсолютно все истории всех главных героев - это их путешествие из точки А в точку Б. Разница только стартовых ресурсах и характеристиках, а также конечных целях. В этом произведении мы наблюдаем рост Мидории от запуганного, зачуханного, комплексующего нюни с его маленькими задротскими мечтами до, собственно, идеала героя, которым он всегда хотел стать (и этого ещё долго не случится). Короче, нам не впервой. Но при том что некоторые, наверное, отождествляют себя с ним по причине схожих жизненных ситуаций (как издевательство в школе, отсутствие признания или ощущения себя полноценным членом общества, и т.д.), смею заметить - он того не стоит. Его мотивация как персонажа очень слаба и не выдерживает никакой критики.
В первом сезоне, пока история не сосредоточена на раскрытии второстепенных персонажей, этого можно не заметить. Но со временем именно потому, что меня зацепила неправильность происходящего, я и вернулся из третьего сезона (мангу трогать не буду, но её тоже читал) в надежде найти единомышленников. Поймите правильно. С того момента, как Мидория принял новую силу, к его поведению и мотивам практически нет претензий. Причуда для него нова, в целом мир, к которому он не смел себя причислять, теперь открылся перед ним, и конечно ГГ не может поверить своему счастью и сразу перестать быть собой-неудачником. Просто не может, психология так не работает. Его труд по мере становления героем действительно заслуживает признания, за исключением некоторых ну очень притянутых за уши моментов.
Проблемы были ДО этого момента, и они рушат всё, что пойдёт дальше. Кому-то покажется не важным, но по мне эта маленькая деталь резанула, как скальпелем. Для ребёнка, который стремится стать героем, естественно впасть в отчаяние, услышав о полном отсутствии способностей. И это в мире, где 80% людей обладают причудой, сильной или слабой. Но остаются ещё 20% бессильных людей, это раз. И даже люди с причудой идут на самые обыкновенные рабочие места из-за бесполезности своего дара, это два.
Что делает Мидория, услышав самое страшное? Ничего. Спустя энное количество лет он до сих пор сидит в своём задротском углу, просматривая раз за разом один и тот же ролик, и записывает свои фанатские заметки о героях в отдельные тетрадочки. Это его хобби, его интерес, претензий нет. Но что он представляет из себя как человек? Сложно сказать. Он один бессильный? Нет. Над ним одним издевались? Наверняка тоже нет. Даже на фоне 20% других бессильных он если не на дне, то очень близко. Но почему пример его героя, Всемогущего, несмотря на всё фанатство, заканчивается только на наличии или отсутствии причуды? "Могу ли я стать героем?" - спрашивает у него Мидория, ни разу до этого не задавшийся целью как-то исправить своё положение самостоятельно. И не надо затирать, что он изучал способности героев и злодеев. Он делал это для своего удовольствия, без намерений применить когда-нибудь свои знания, и то что они пригодились вышло СЛУЧАЙНО. Даже Всемогущий заметил и без того очевидную вещь - Дэку физически не подготовлен. Зачем заниматься собой, если нет способности? Для него настоящая сила эквивалентна наличию причуды, а его отсутствие это повод положить болт на свою дальнейшую жизнь. А как же, ведь в ней нет смысла, если он не станет героем.
И это я называю откровенно плохой мотивацией. Его история не в том, чтоб следовать своему идеалу невзирая на препятствия, и стать лучшим, даже будучи бессильным. Она в том, чтоб получить долгожданную причуду и уже с ней почувствовать себя героем и сверхчеловеком. Много позже, потому что пока получается не очень.
Персонаж Бакуго учит, что как бы талантлив ты не был, всегда найдётся кто-то если не лучше, то на одном уровне точно, и чтобы оставаться сильнейшим, придётся приложить усилия. Персонаж Урараки раскрывается позже, но показывает, что даже с небольшими возможностями человеку под силу сделать многое, если подходить с умом. Иида и Момо вообще нелюди, кажись, с их бешеной жаждой знаний для расширения собственных возможностей. В чём мораль персонажа Мидории? Без понятия. Если ждёшь, то тебе свалится с неба? Окажись в нужном месте в нужное время и тебя заметят? Будь просто добрым и чёто обломится? Ну я хз как-то. Обстоятельства сложились очень сильно ему на пользу, пропусти хотя бы одно действие между Всемогущим и Дэку, и последний в жизни бы не стал не то что героем - достойным членом общества в принципе. Потому что не прилагал собственных усилий, пока не понял, что ему преподнесут причуду на блюдечке. И то с пинка Всемогущего, который сказал что придётся потрудиться (вот новость-то, да?).
Не знаю, как вы, а я такого ГГ как персонажа уважать не могу и не хочу. Без этой надрывно-наигранной предыстории Мидория смотрелся бы в десять раз лучше (даже будучи нытиком, потому как это уже вписывается в его непростую ситуацию).
Пункт третий. Заключение и выводы.
Даже с учётом того, что второй пункт получился больше, первый для меня всё равно перевешивает. Очень некомфортно пытаться выдавить из себя сопереживание ГГ, который этого не заслуживает. Но если это и плохо, то по остальным пунктам, включая абсолютно всех других персонажей (нет, вру, похожая проблема с Шигараки была) мне очень даже нравится данное аниме. МГА заслуживает быть просмотренным хотя бы раз.
Любимая особенность: взаимодействие героев из ЮА с внешним миром. Во многих аниме это часто упускается либо описывается однобоко, но здесь поступки персонажей действительно отражаются на обществе, что не может не радовать.
Нелюбимая особенность: Мидория в качестве главного героя. Смотреть выше, многословно.
Итог: даже сильная косячность ключевого персонажа не способна убить годное аниме. Потому что в годном аниме хорошо работают все части повествования, будь то визуал или сценарий, саундтрек или продуманность сюжета и персонажей. Вместе эти части с лихвой перекроют изъяны.
Для своего жанра аниме проделало достойную работу.
8/10
Дата публикации: 29.11.19