Радость и разочарование
Если бы мне сказали описать увиденное в одной фразе, это несомненно была бы именно она. Я рад и разочарован одновременно.
Так сложилось, что это - моя первая рецензия. Пишу потому, что впервые у меня настолько противоречивые чувства от просмотра, и хотелось бы узнать, только ли мне это произведение показалось настолько неоднозначным. Кто хочет оспорить - дебаты приветствуются.
Начну с приятного.
Красочный, хотя и жестокий, мир, с самого начала предстаёт перед нами живым. Да, сверхъестественным: духи, демоны, призраки и прочая шушера имеются в достаточном количестве. Но сам мир живой. Яркая разнообразная палитра цветов, живописные пейзажи, а самое главное - люди. Не чётко хорошие или плохие (хотя таковые тоже имеются), а каждый на своей стороне по важным для себя причинам, и вне зависимости от того, какой путь они выбрали, в каждом принятом решении чувствуется своя доля правильности. Может, средства были не лучшими, может, ожидаемого результата не принесли, но мотивы большинства персонажей обоснованы просто, и вместе с тем реалистично - и потому работают. Именно они, эти люди, эти мотивы, делают мир живым.
Характеры главных персонажей, безусловно, мне нравятся все. Абсолютно все. Хьяккимару и Дороро являются примером того, что хороший персонаж не обязательно должен быть сложным. Имея чёткую цель и запоминающийся набор простейших особенностей, даже маленький ребёнок или слепоглухонемой калека может стать интересным, вдумчивым персонажами с сильной личностью, за судьбу которого болеешь всем сердцем.
Отец Хьяккимару - практически канонный выживший из ума злодей, что тоже ничуть не делает его плохим персонажем. Напротив, он задевает очень сильно, и роль главного антагониста ожидаешь именно от него, но... об этом позже. Мать - не менее канонный, не менее хорошо прописанный женский персонаж, и хотя мыслит в категорически правильном направлении, не в её силах что-либо решить. Претензий - ноль. Отлично составленный образ с должным набором качеств и скромной, но весомой ролью в сюжете. Тахомару - отдельная песня, моя самая большая боль в хорошем и плохом смысле. Его персонаж - многообещающий, сложный, неоднозначный... мог бы быть, если бы не случилось то, что случилось.
Красивый наполненный мир, эмоционально насыщенный костяк повествования, живые персонажи, волнующий сюжет. Вариативность возможных концовок, которая приходила мне в голову по мере просмотра почти каждой новой серии. Это аниме однозначно запало мне в душу и очень понравилось. Очень. Именно поэтому я не могу себе позволить смотреть на него сквозь розовые очки.
Расстроило меня то, какой потенциал так и не был раскрыт. Для начала поясню, что оценивать это аниме я буду с точки зрения человека непосвящённого (каковым и являюсь). Никаких других материалов, связанных с данным произведением, я не читал, не смотрел и даже мельком с ними не ознакомлен, то есть речь будет идти сугубо об этих 24 сериях и том, какой посыл был вложен именно в них, а не в оригинальное произведение. Так что комментариев в духе "в манге было не так" от меня не ждите и будьте спокойны. Если я что-то упустил или просмотрел в самом аниме - заранее прошу прощения и приветствую поправки.
Засим о плохом.
То ли я идиот, то ли лыжи не едут, но общую тему повествования уловить получилось плохо. Нет, не ту, где Хьяккимару собрался вернуть своё тело, а все ему палки в колёса ставили. "Дороро" повествует о человечности во всех её проявлениях. За каждой самой сумасшедшей идеей стоит простая, человечная цель. То, как люди пытаются идти на сделку с собственной совестью ради её достижения, и что они теряют или обретают в итоге - вот она, эта тема.
Но по мере просмотра я столкнулся со сменой приоритетного вопроса. Мне показалось странным, что в какой-то момент всё свелось к человечности Хьяккимару и тому, как ему удалось остаться собой и не ступить на ложный путь. Это тоже верно, это тоже правильно и адекватно вписано в сюжет, не спорю. Но приоритетной темой мне всегда казалась семья Дайго, чей вопрос о человечности висел в воздухе с самого начала повествования. Из всей семьи с этой стороны раскрылась только мать ГГ, которая прямым текстом заявила, что они просто отдали ребёнка на откуп и сложив лапки ждали, что всё станет хорошо и замечательно.
На чужом несчастье счастья не построишь. Полагайся на свои силы, а не ищи помощь свыше. Почему эти, по сути, самые важные в повествовании постулаты, были отодвинуты на задний план? На отца Хьяккимару с самого начала надежды не было, так как по сюжету нам объяснили, что далеко не процветание страны он ставил на первый план, когда жертвовал сына демонам. Кто-то должен был извлечь из случившегося урок, и честно говоря, до последнего хотелось верить, что этим кем-то будет Тахомару. Как единственный невиновный в случившемся, как любящий и преданный сын, да просто как адекватный человек именно он мог бы стать тем, кто не захочет управлять землями, полагаясь на сомнительную помощь демонов, а возьмёт судьбу в свои руки. И все предпосылки для этого были. Разумный, довольно сильный и уважаемый лидер, имеющий верных людей, с которыми рос и воспитывался по понятиям не только долга, но и чести - именно таким был Тахомару, когда предстал перед зрителем впервые. Да, сказывался недостаток внимания матери, но за несколько серий совершить скачок от здравой рассудительности к слепому гневу? Страна важнее, но делать её сильнее я конечно же не буду, а свалю на Хьяккимару и добью его, чтоб демоны снова сделали нам хорошо. Не знаю, для кого как, но для меня в тот момент всё звучало именно с такими акцентами.
Опять же, концовка могла бы заставить его всё осознать, так как трудно отрицать, что отец имел на парня большое влияние. Для молодого наследника, который из-за недоговорок не осознавал масштабов проблемы, пока не стало совсем поздно, запутаться в такой ситуации более чем легко. Однако, истинного понимания вещей не случилось. Пример Хьяккимару, его судьба и пройденный им путь так никого ничему и не научил, а если кто что-то и понял, то в живых не остался.
Итог.
Я действительно люблю это аниме. Пусть я познакомился с ним совсем недавно, и знакомство это было коротким, но мне полюбились стиль рисовки и красочность, насыщенность событиями, динамичность серий, конечно же сама анимация. Однозначно, с любовью созданный мир, наполненный смыслом и правдоподобием. Герои, которых чувствуешь. С ними не хочется расставаться, за их будущее по-настоящему переживаешь.
Мне нравится. Нравится - и поэтому грустно. Что вопросы остались без ответа, что сюжет развивался со смещёнными приоритетами, что главные персонажи (за скудным исключением) не прошли стадию роста. Очень обидно за антагониста-отца, который по итогу горазд только поговорить и конкуренцию протагонисту не составляет, мало того, вообще находится в другом месте в разгар действия. Обидно за приёмного родителя, который фактически интересный, но мало полезный для становления героя персонаж, основная роль которого была описана во флешбеках (ради эффекта влияния Дороро, конечно, но и он достаточно важный мужик, чтоб оказать влияние на гг, ну серьёзно). И особенно обидно за братца-кролика, который со своими помощниками пошёл вообще куда-то не в ту сторону и дважды кардинально сменил характер в считанные минуты, под конец даже не заимев возможности для развития как персонажа. Плохие остались плохими, хорошие - хорошими. И каждый при своём мнении. Что близко к жизни, но от этого ещё более печально.
Я не претендую на правильность суждений и не собираюсь лечить поломанное. "Дороро" прекрасно, каким оно есть. Что не мешает мне чуточку помечтать в надежде, что эти бредовые мысли родились не только в моей голове.
Я рад и разочарован одновременно.
7/10