Оцените отзыв
«Для того, чтобы стать свободным, достаточно осознать себя»
Клиффорд Саймак
Жил в прошлом веке писатель - Роберт Хайнлайн.
Современным читателям он известен по романам «Звездный десант» (да, именно по нему сняли одноименный фильм) и «Луна – суровая госпожа» (лучший его роман по мнению критиков). Также Хайнлайн придумал множество клише, которые задали вектор развития научной фантастики на десятилетия вперед. Например, в «Кукловодах» им впервые описана идея пришельцев-паразитов, подчиняющих людскую волю.
В 50-х Хайнлайн активно писал в жанре детской фантастики и по праву считается одним из его основателей. Из-под пера Роберта вышли «Астронавт Джонс», «Время для звезд», «Тоннель в небе» - работы, ориентированные в первую очередь на подростков.
Если попробовать найти в «детских» работах Хайнлайна общее звено, то это окажется сложность. Хайнлайн считал, что писать для детей нужно не «жвачку» вроде популярного тогда палп-фикшена, а что-то, что поможет им развиваться и взрослеть. Поэтому он часто конфликтовал с издателями как из-за возраста героев, так и из-за сюжетов, а в итоге плюнул и продолжил писать взрослую фантастику.
Примерно такая же ситуация вышла и с «Астрой, затерянной в космосе». Проект, вобравший в себя множество идей (включая и прямые заимствования у Хайнлайна), дает зрителю возможность поразмышлять, но буквально теряется в потоке штампованных сёненов.
Кратко о завязке: будущее, человечество освоило космические перелеты. Группу детей отправляют в тренировочный лагерь на другую планету. После посадки их затягивает в странную сферу, которая телепортирует их в космос. К счастью, неподалеку оказывается брошенный корабль – и теперь героям нужно работать сообща, чтобы вернуться домой, играя по дороге на всех роялях в местных космических и планетарных кустах.
Аниме основано на одноименной манге, которая была перенесена достаточно бережно, хоть и несколько «мыльно». В силу явно небольшого бюджета здесь нет каких-то сверхчеловеческих красот – но соль в том, что они и не нужны. Пустые каюты корабля, незаселенные планеты и холодный, жестокий космос – не нужно прорисовывать все это до мелочей, чтобы получить камерную, напряженную атмосферу. Ни у кого из команды нет возможности остаться по-настоящему в одиночестве, что лишает героев возможности убежать от своих проблем.
Сюжет представляет собой сборную солянку идей жанра «научная фантастика» за последние лет 70, обильно сдобренную штампами жанра «сёнен». При этом авторы рассказывают привычные нам мини-истории, без которых сёнен немыслим, («дружба – это магия», «сам погибай, а товарища выручай» и прочие) так, чтобы они не вызывали зевоту. Секрет оказался прост – практически в каждой серии нас ждут настолько резкие сюжетные повороты, что на «баяны» просто не обращаешь внимания.
Крайне сложно озвучить, что именно творится в сюжете «Астры», без спойлеров – так что просто поверьте на слово. Могу лишь сказать, что люди, хорошо знакомые с такими авторами, как Шекли, Хайнлайн и Саймак, получат море удовольствия. Приятно порадуют вас и отсылки и к современным нф-проектам (как минимум - «Любовь, смерть и роботы»).
Ключевая проблема у «Астры» точно такая же, как и у Хайнлайна с детской фантастикой – многим она покажется слишком сложной. Посмотрите на топ произведений жанра «сёнен»: «Вторжение Гигантов», «Наруто», «Фэйри Тейл». Можете представить в этом ряду «Астру»?
Скромный 12-серийник просто не в состоянии дать бой очередному многотомному исекаю или новому сезону «Геройской академии». Но того зрителя, которому он все-таки приглянется, уже сложно будет увлечь «штампованными» приключениями. И в этом – главный плюс «Астры».
Дата публикации: 19.09.19