Первое, что бросается в глаза ещё на обложке, это восхитительный дизайн персонажей. Несмотря на очень внушительное количество действующих лиц, каждый герой имеет собственные уникальные атмосферу и стиль. Особенно выразительным являются волосы, которые часто занимают больше места чем остальное тело, их вдохновляющая свобода, совмещённая со статичностью, (люди здесь выглядят как вырезки из картона и передвигаются как куклы в кукольном театре) придаёт им очень потустороннюю атмосферу. Глаза усопших заслуживают отдельного внимания, в них прячется и боль и пустота, что заставляет ещё раз порадоваться тому, что в аниме глаза принято делать с диаметром в два километра. Отдельные кадры захватывают дух собственноручно. Любому захочется повесить в красивой раме Матоку, сидящую в ванной с разложившимся трупом её сына на самой большой стене в гостиной комнате: круги под глазами, как и в достаточной степени детализированный череп, выглядят столь же внушающими, сколько безумным взгляд самой Матоки, и вся картина пропитана таким античным стилем, что на неё хочется смотреть часами, и из неё одной понятно, какая жесть творится в деревне.
Сама деревня является более живой чем некоторые люди, которых вы знаете. Очень большое количество персонажей, которых хватит, чтобы наполнить две Конохи, имеют мечты, желания и характеры, которые идеально вписываются во всё остальное, чем они являются, особенно хорошо характеры вписываются в возраст персонажей: старые не принимают новое, взрослые ко всему относятся ответственно, подростки зациклены на себе (к примеру, многие комментаторы и рецензоры совершенно не поняли Шизуми Мегуми, называя её глупой эгоисткой, не беря в расчёт, что она является подростковой девочкой, которой хочется быть принцессой, в чём нет ничего отрицательного). Кроме отдельных жителей деревни, можно выделить такого персонажа, как общее сознательное деревни: сплетни, несущиеся от человека к человеку, традиции и места, с которыми люди имеют особую эмоциональную связь. Всё это придает аниме очень сильное чувство достоверности, из-за чего становятся возможными сцены, которые вызовут мурашки у ваших мурашек. Безусловно, самой центральной, запоминающейся и режущей сердце сценой является обращение в отчаянии Сунако к Богу, который её, по-видимому, бросил (по этой сцене отдельно надо писать рецензию, она не очень большая, но в ней сразу происходит очень многое, связанное с Сунако, которая продолжает грешить, но не любит грех, связанное с общей тематикой всего аниме и вообще со всем).
Сюжет построен мастерски, количество двигающихся частей вместо того, чтобы путать, выстраивается в очень красивый пазл, в котором все элементы картины красивы и в котором нет ничего лишнего. Юмор и ужас живут в этом произведении бок о бок и дополняют друг друга. Отдельно стоит отметить, насколько верным "Усопшие" остаётся к классическому образу вампиров, не давая им дополнительных способностей, не умаляя при этом их влиятельности.
Если говорить что-то плохое, то не все персонажи доведены до их самого ичерпывающего конца. Вообще говоря, это и есть то, что стоит называть идеальным аниме.
Моя оценка 12/13