Оцените отзыв
Что такое злодей? Вопрос не такой простой как может показаться. Философия,религия и Маяковский за века дали десятки определений что такое добро и что такое зло, однако, мы тут люди собрались серьезные,чтобы об искусстве говорить, поэтому разбирать этот вопрос мы будем с нарративной точки зрения(Сразу надо пояснить, что злодей-это не соперник. То что соперник положил глаз на ту же девушку, что и протагонист, или хочет выиграть то же состязание, не делает его злодеем, даже если соперник не очень хороший человек). Рассмотрим простой, архетипичный пример:история о рыцаре, драконе и принцессе. Дракон похищает принцессу, рыцарь убивает дракона и в награду получает руку принцессы. Обойдемся без постмодерна, все именно так как и кажется, рыцарь - герой, дракон - злодей, принцесса - сюжетный девайс. Теперь, давайте уберем злодея из истории: рыцарь женится на принцессе. Получилась ли история? Почему нет, вполне неплохое начало романтической комедии. Однако, в этой истории будет ли рыцарь героем? Казалось бы, это тот же самый рыцарь 80LVL, который способен убить дракона-однако, важны ли его навыки для сюжета? Да нет, не важны. Шерлок Холмс не будет героем в мире без преступности, способность доктора Хауса диагностировать болезни не имела бы никакого значения если бы история концентрировалась на его отношениях с бывшей женой а не на лечении пациентов. Итак приходим к выводу: без злодея (каким бы абстрактным он не был) персонаж не может быть героем. Вполне может быть протагонистом, но героем-нет. Напоминаю,что герой-это исключительный человек или человек с исключительной целью, который является мотиватором для истории. То же самое определение касается и злодея. Так в чем же разница? Вернемся к нашему примеру и ответим на вопрос- кто действует, а кто реагирует? Злодей действует, а герой реагирует, в совершенно любой истории, где есть герой и злодей. Мир меняют злодеи и протагонисты.. Единственный способ для героя изменить мир (как герой, то есть с помощью своих исключительных способностей)- это победить злодея. Почему? Ответ заключается в природе насилия. Под "насилием" я подразумеваю любые средства, с помощью которых можно разрешить конфликт, от убийства и мордобоя до игры в карты и нарутотерапии. Однако природа насилия такова, что ты либо нападаешь, либо защищаешься, середины тут быть не может, и если ты используешь свои исключительные способности чтобы напасть (обмануть, запугать, обокрасть) на кого-либо кроме злодея, то ты сам злодей. Клоун в геройском костюме годами пытался избавить Готэм от преступности, а злодей в костюме клоуна справился с этим за считанные дни (фанаты Бэтмена, не бейте меня).Поэтому ты либо умираешь героем, либо живешь достаточно долго чтобы стать злодеем- только злодеи могут по настоящему изменить мир. Поэтому хорошо прописанные злодеи часто интереснее хорошо прописанных героев.
И Таня фон Дегречафф просто потрясающий злодей.
Почему Таня именно злодей? Не герой, не антигерой а именно злодей? Без сомнения, Таня является протагонистом, без сомнения, ее действия мотивированы Существом X, и без него истории бы не случилось.Существо Х без сомнения является злодеем, но делает ли это Таню героем? Может показаться, что это противоречит всему, что я сказал ранее, но нет не делает. Дело в том, что свои исключительные способности (насилие для краткости) она применяет не на Существо Х. Существо Х является Богом в прямом смысле этого слова, он неуязвим, он контролирует мир. Нет такого насилия с помощью которого ему можно было бы навредить, нет такого волшебного меча размером с бревно или запечатанной запретной техники, нет тетради, куда можно было бы вписать его имя, это просто невозможно. Путь героя совершенно бесполезен. Но это не означает, что его невозможно победить.
Нужно просто занять его место.
Те, кто уже посмотрели аниме, знают, что я это не с потолка взял, я цитирую Таню "Мы, солдаты, займем место Бога..." Это не просто фигура речи, это конкретный план. Единственный способ победить Существо Х, то есть Бога,- перехватить контроль над миром и создать мир, который не будет нуждаться в его существовании. А как мы уже выяснили, изменить мир с помощью насилия может только злодей.
Почему же Таня такой хороший злодей?
Потому что она хороший персонаж. У нее интересный взгляд на мир, настолько, что есть несколько роликов на Youtube, которые посвящены исключительно разбору ее взглядов (рекомендую Understanding Tanya на канале Golden Butler). Совсем уж чего-то особенного в этих взглядах ничего нет- Чикагские Школы экономики и социологии, например, широко известны и знакомы всем, у кого есть университетское гуманитарное образование.Тем не менее, она вовсе не просто набор убеждений и не просто воплощение современных корпоративных ценностей.Она хорошо прописанный персонаж, у которого есть личностные изъяны и недостатки, она человек. И в этом ее главная прелесть- она уникальная, даже исключительная личность, но при этом наполнена деталями Она любит кофе и шоколад, ненавидит табачный дым, игнорирует свою женственность- прическа всегда растрепанная, а одета она всегда в военную форму, и другой одежды у нее просто нет... я могу еще долго продолжать. Эти мелкие детали и делают ее настолько человечной.
Мэри Сью
Лишь ленивый не обвинил Таню в Мэрисьюшности. Лично я считаю такие обвинения беспочвенными. Мэри Сью это идеальный, уважаемый, могущественный и невероятно удачливый, с толстенной сюжетной броней персонаж-аватар читателя, или, что еще хуже, писателя в мире произведения. Без сомнений, Таня могущественна, тут даже спорить не о чем, однако, ее возможности ограничены. Маги на поле боя выполняют ту же функцию, что и штурмовые вертолеты- это тяжелая орудийная платформа, которая превосходит самолеты в вооружении, но,тем не менее, уступает в высоте и скорости. Танин батальон элитных воздушных магов это как современные вертолеты в первую мировую - серьезнейший аргумент, самолеты им не страшны, но одного батальона явно недостаточно чтобы выиграть мировую войну, где сражаются многомиллионные армии. Она имеет слишком много недостатков, чтобы быть идеальной и точно не является аватаром-для этого она слишком уж уникальная личность. Ее действия, даже положительные, слишком уж часто интерпретируются не в ее пользу, так что уважаемой ее тоже не назовешь. Что касается сюжетной брони... тут все не так просто. Трудно отрицать , что до до определенного момента возможности Тани на голову превышали возможности любых ее оппонентов. Однако,она не Сайтама, как я уже говорил-они имеют лимит, ее можно победить, и, чем дальше по сюжету, тем более серьезную угрозу представляют враги. Тем не менее, более сильные враги это оправдание для более красивого экшена но не более. Youjo senki это не Attack on titan, сражения тут не несут такого же веса. В конечном итоге не так важно, кто кого перестреляет, и какие потери понесет батальон Тани, они в основном все равно массовка. Настолько не важно, что автор во флешфорварде сам проспойлерил чем эта война закончится и даже как закончится ( в аниме этого флешфорварда пока нет, хоть и должен уже быть, но в фильме будет, судя по повзрослевшей версии одного из персонажей в трейлере). Главный конфликт Youjo senki- это конфликт между Таней и Существом Х, а в этом конфликте ее способность перестрелять целую роту вражеских магов совершенно не важен. Этот конфликт идеологический, поэтому война в сюжете важна именно с идеологической точки зрения. Поясняю, Youjo senki в первую очередь про психологию войны, а не про боевые действия.
Сеттинг
Сеттинг, и что еще важнее, ворлдбилдинг просто великолепны. Одежда,прически, архитектура и дизайн интерьеров в разных странах ощутимо отличаются. Nut провели невероятную работу с вооружением и формой. Перечислять все не буду, кому интересно детали есть на сайте IMFDB, остальным, чтобы понимали масштаб проработки, армия Великого Герцогства Дакия, которая появляется на одну серию, вооружена Mannlicher M1893. той же самой винтовкой, что и настоящая армия Румынии.Есть и художественные допущения, множество образцов оружия анахроничны, однако это только добавляет зрелищности. (У меня был однажды спор с одним занудой, который утверждал, что в мире, где есть Panzer III окопная война невозможна, на что я ему говорил что танки без нефти бесполезны, а нефть в Европе есть только в Румынии и в Норвегии, и в Норвегии нефть под водой и добыча началась только в 1971... Да и вообще,танки еще и применять уметь надо. Немцы научились танки применять только во время Африканской компании, наши только к 1944, а французы на начало войны имели всего 45 танков в танковой дивизии под командованием де Голля, о них вообще говорить не стоит... то что у меня есть возможность вести этот занудный спор уже говорит об уровне проработки) Отдельно стоит поговорить о магии. Магии не так много, и она требует специального оборудования: артиллерийское, проникающее, самонаводящееся заклинания используются с помощью выстрела заранее зачарованными патронами. Барьер и оптическое заклинание требуют кристалла, без которого магию использовать вообще не получиться, а полет требует специального оборудования. Кристаллы и летательное оборудование в разных странах разное и по-разному анимировано: местные скандинавы используют лыжи, и летают как будто действительно скользят по небу на лыжах, а у местных англичан кристаллы стилизованы под булавки для галстука, а летательные аппараты напоминают метлу. Кроме того, стоит обратить внимание на тексты и карты, так как они несут прорву информации.Тексты здесь не просто каракули- слегка измененный алфавит можно расшифровать и прочитать все тексты на английском языке- и содержание соответствует сюжету- в газетах заголовки соответствуют событиям, содержание документов соответствуют названию. На картах внимательный зритель может найти узнаваемые границы: границы Империи, например, взялись не с потолка, можно увидеть, то что в состав Империи входит Бельгия, Люксембург и Нидерланды, а Швейцария и Румыния-не входит.
Сюжет
Дата публикации: 29.07.19