Оцените отзыв
Скучно
Уныло
Затянуто
Пожалуй, только что я перечислила основные впечатления от этого долгожданного анимэ.
Конечно, я остановлюсь на них подробнее позже, а сейчас всё же попробую начать с того светлого и позитивного, которое зацепило меня в OVA своей живостью и красотой.
Итак, положительное
Тех, кого трогают за душу произведения Хаяо Миядзаки, оценят красоту фона этого анимэ.
Природа предстаёт во всей своей яркой красе в любое время года и суток. Ночи именно что волшебные и загадочные, а дневное время суток яркое и импульсивное, способное смениться уютом и чуть задорной радостью ближе к обеду. Сочные травы, далёкие небеса и действительно зачаровывающие цветы. Пусть это всё во всех локациях, кроме города, что, возможно, намекает на то, как люди отказываются от прекрасного, выбирая что-то понятное и внешне безопасное.
В дополнение к радующему глаз пейзажу художники придумали огромное количество милых волшебных существ, некоторых из которых просто хочется забрать себе, ибо они слишком милы и обладают магией притяжение обнимашек. С не очень милыми существами приключилась же некая однородность, ведь все они в какой-то степени похожи на всем известного Безликого из Унесённых Призраками. Чёрные прозрачные кляксы с глазами и зубами. В общем – нормально, контраст сил соблюдён, как ни крути.
Хочется отметить так же… нет, не архитектуру. То были просто фотографии городов, обработанных в анимационной программе. А вот внутренние части жилых помещений – тут стоит задержаться и рассмотреть внимательнее. Именно в тот момент, когда главная героиня оказывается в каком-нибудь помещении, где осел чародей или волшебник, начинаешь понимать, что это мир магии, а не просто фото Лондона. Пусть никто особо и не стал рассказывать, что чародеи делают с тем громадным количеством предметов у себя в закромах, столах и полках, но впечатление они производят отличное, помогая Зрителю втянуться в атмосферу волшебства.
Но с большими залами, лабораториями и коридорами бюджет подкачал. Пустые и скучные, слишком затемнённые и ни о чём. Лаборатории особенно заставляют негодовать. Если Вы хоть в одной из них бывали, Вас удивит то, насколько там светло и чисто. Потому что это служит нормальным целям: видеть всё то, что происходит. Тёмные помещения нужны для хранения, как пример, частей тел в моргах или грибов в лабораториях по их выращиванию и исследованию. Операционный стол туда только создали анимэ могут поставить. Что тут и случилось, конкретный штамп – темно, и чтобы никто не понял, что там такое в колбах шевелится. А всё ради сцены, когда свет включат, а нежданные гости заметно «ошизеют» от увиденного. Штамп? Он самый.
Так же приятно порадовали попытки объяснить разницу между чародеями и волшебниками. Конечно, волшебников почему-то свели к статусу учёных, если верить описанию «изучают законы мира и действуют в их рамках». А вот с чародеями произошло «я художник, я так вижу», потому что всё, что оказалось их деятельностью – нафантазировать и изобразить.
Понятное дело на уровне аминокислот никто ничего доказывать не будет, но попытку засчитать можно.
И самое главное, что удалось посмотреть то, к чему привели главную героиню её жизненные злоключения. Всё очень логично, когда социальное «животное» отвергается социумом, мысли приводят к суициду.
Честно говоря, лучше бы она им и закончила. Но нет, ибо всему скучному, затянутому и унылому сказано «быть». И кто виноват…
Ну, виновных найти легко. Как в бьюти мире виноват во всём новенький стажёр, так и в области анимационной промышленности вина лежит на скудном, ни на что не хватающем бюджете.
Сюжету не хватило «бюджета»
Сюжет данного анимэ слаб, как никогда.
Всё то интересное, заложенное в OVA, было вычеркнуто уже первыми тремя сериями, где вскрылись первые сюжетные дыры, а эфирное время начали разбавлять откровенными филлерами то с котиками, то с рептилиями.
В целом, 80% экранного времени можно вырезать, и никто от этого не пострадает. Может даже выздоровеет. Также смелое избавление от 80% абсолютно ненужных персонажей приведёт к точно такому же эффекту. А ещё избавит Авторов от необходимости «шить белыми нитками» дыры между ерундой из ненужных 80% с основными действиями. Фразы «она же нам тогда помогла», «в тот момент она сделала всё» не создают желаемой целостности, а просто пытаются ткнуть Зрителя носом в том, что те сцены с полями одуванов на 3 минуты имели хоть какой-то смысл.
Если попытаться осознать историю, показанную в данном анимэ, то хватит нескольких предложений, чтобы описать события и придать им «выразительность».
è Бедняжку спас добрый монстр, который пообещал карманные деньги. Девочка отогрелась и наелась, а потом включила себя настоящую с потенциальными призывами «пойду и за всех умру, ибо я такая пацифистка, а ты мне лишний раз докажешь, что я тебе нужна», чтобы претендовать на место в жизни тех, кто и без неё бы прекрасно обошёлся. А потом бросилась в какую-то муть против антагониста, не осознающего, почему он вообще антагонист, чтобы и его спасти лучами поно… дружбы. Конец.
Все три предложения – откровенные темплейты любого анимэ, где у главного героя чувство «хочу причинять добро» выше умственных способностей, а ещё невроз из-за неудовлетворённого иерархического инстинкта. Хочется что-то значить, да вот Авторы не придумали за какие такие заслуги. Вот и приходится из пальца высасывать.
Сюжетные дыры из-за нехватки «бюджета»
Провалов логики достаточно много и этой красочной картине от Айи Такахи и Корэ Ямадзаки, пусть они в некоторых моментах старались, как могли.
Если так присмотреться, то до встречи с главным добрым чудовищем, Элиасом, на многострадальную главную героиню Чисэ усердно нападали только злые, кровожадные, плохие монстры. Пугали её, отделяли от коллектива и заставляли себя странно вести, что в Японии не поощряется вообще никак. Не Германия с её 101%-ой толерантностью. Но стоило Чисэ познакомиться с Элиасом, как к ней тут же прилипли все добрые и прекрасные магические существа, которые – неожиданно – хотят ей служить всеми своими пуховыми внутренностями, что она не пожелай.
Да и вообще, ничего не напоминает? Типичные японские анимэшные сюжеты про тех, кто из себя особо ничего не представляет, а все его восхваляют и любят по умолчанию. Более того, вычеркнем «анимэшные», дабы не обидеть создателей игры типа Final Fantasy XV, когда все падали ниц перед некой девушкой, потому что… просто так.
Герои смело заявляют, что чародеи и волшебники испытывают друг другу аллергические реакции, мол, «как мы друг друга терпеть не можем». Но это всё лишь для красного словца, потому что ничего из их ненависти друг к другу нам не показали. Те «фи», которыми перекинулись второстепенные персонажи с Элиасом слабые и бледные. Ни капли фанатизма или обоснованной неприязни. Более того, когда подошёл момент «ага», Авторы не придумали ничего лучше, как заставить всех сотрудничать, что прошло без сучков и задоринок. А потом ещё всякие дружные моменты начались. Ещё немного и дошло бы до поцелуев эротического характера.
Так же Авторы противоречат собственным заявлениям. Герои варят какую-то запретную мазь-муть, и если кто об этом из «волшебных» прознает, будет ата-та-та. А вот и нет, всего лишь какой-то копытный пришёл и мазь отобрал уже после её применения, так что – фиолетово. О банке забыли тут же, никому даже не рассказав о таком моменте, когда о появлении Чисэ растрепали в тот же день даже камням и травам, не желающим этого знать. Получается, волшебные существа весьма выборочно передают «важные» события по типу «он пил сегодня чай, а вчера ел горошек», но о преступлениях как-то замалчивают.
Который раз кто-то упоминает, что хорошо быть обычным и с нормальной работой, а не чародеем или волшебником, ибо таким в жизни не пристроиться. Ха-ха три раза. Посмотрите на хату безработного Элиаса и посмотрите на восьмичасовой рабочий день того самого нормального человека. Бред да и только после нормальной рабочей смены и двух выходных, в один из которых ловишь отходняки, а в другой прикидываешься «нормальным». Тут не до сада с розами, а вот у безработного ненормального Элиаса хата, прислуга, еды навалом и причиндалов магических вагон.
Главный герой покупает героиню, делая вид, что ему приспичило обучать кого-то. Что берд, конечно же. Как можно брать себе в ученики, кому осталось жить не так уж и долго. Только пирожки стряпать научится, как помрёт тут же. Потом Элиас говорит о том, что надо бы жениться, что совсем уж бредом навеяло. Подобные фантазии хороши уже для совсем отчаявшихся и ленивых, которые на поиски своей второй половинки особо тратить ни время, ни силы не хотят, но романтику и идеального супруга подавай. И после этого Элиас быстро сливается, мол, сказал, ибо так надо. Псих? Затем признаётся, что это всё он делает, потому что эксперимент. А потом оказывается, что он вообще не понял, зачем эту фигню с растратой такой суммы залежавшихся деньжат сотворил. Так, костяная пятка зачесалась. И в это же время все, кому не лень, утверждают, что чудовище бежало от одиночества. Погодите. О чём это? Элиаса окружает столько фантастических «пре… последователей», что ему об одиночестве только мечтать во сне остаётся. А если ещё и не имеет эмоций, то ему именно что фиолетово, ведь одиночество – это чувство.
В общем, Авторы намудрили, а нам фантазируй тут сиди.
Вот так всё анимэ. Из одной сюжетной дыру в другую. Причём многие из них создают главные герои своим «отзывчивым» поведением.
Сюжетные провалы из-за нехватки «бюджета»
Если же Зритель не в сюжетную дыру падает, то обязательно проваливается куда-то там вместе с повествованием, после чего остаётся лишь много вопросов, а не приятные впечатления.
Вот к чему приплели ковен ведьм? Чтобы в нужный момент корова «с седлом» появилась? Или чтобы экранного времени и картонной драмы прибавилось? Ай да сюжет, ай да молодец.
А церковь? Вроде сначала выглядело так, будто это наблюдатели. Птичек и грибов, судя по всему. Только и смогли, что дать три задания, на которые потрачено экранное время, а output по-прежнему нуль. Ведь ничего вообще эти задания не значили и не картине колоритности не придали.
И вместе с церковью всё проваливается куда-то там в некий колледж, где якобы всё тайно. Потом коты. Потом кошка называет человеческого ребёнка своим... как? Никто не собирается объяснять, почему распалась семья Тисэ. Что стало с этими людьми? Зачем тому самому «Картофану» потребовалось быть главным злодеем? Почему он просто не бросил того, кто тяготил его жизнь? С каких пор могильщики в деревне последние люди? Да у них очередь из клиентов и почёт до загробной жизни. Что королева фей хотела сказать этими «синими занавесками»… За каким лешим стригли летучих коз… Что стало с тем яйцом… И что такое главный герой?
Здесь много «а», но вот количество «б» явно с заявленными «а» и не пытается совпасть. Более того, к «а» порой клеят «д» и даже «я».
Персонажи, на некоторых из которых не хватило «бюджета»
Нехватка бюджета коснулась даже главных героев, как стажёр бьюти кампании официального блога этой самой кампании в социальной сети.
Вот наша главная героиня Чисэ. Не тянет она ни на красавицу, ни на умницу. Как я анимэ кадры не крутила, а ту миловидную девушку из OVA так и не нашла. Кадры в профиль просто убийственные. Как и манера рисовать некую особь в вечной печали. Ну да ладно, фломастеры разные, и тут явно высказывается моё субъективное мнение на тему красоты, которому нравятся всякие Мисаки Акерман из Восстания Титанов, Re-L из Ergo Proxy или Амира из Ярости Бахамута….
Если про умницу… Думает Чисэ редко и по большей части о драмах по сценарию, говорит странное, намеренно попадает в заведомо невыгодные для себя ситуации, чтобы её ещё раз спасли или пожалели за то, что она же из этой ситуации выбираться должна была, потому что попросить более сильного сюжет не позволил.
Стандартным способом Авторы наделяют ничего не представляющего из себя персонажа вундер сущностью, из-за которого все по умолчанию должны обожать это унылое существо, лицемерно заявляющее, что жизнь ему вот ничегошеньки не надобно. И это всё ещё раз не вяжется с плохими монстрами… это они так обожание своё выказывали?
Чтобы и Зритель проникся всеми возможными чувствами к скучной барышне, ей дают слабое здоровье и желание всех спасти, ибо альтруизм на пустом месте. В итоге большую часть анимэ героиню кормят, укладывают спать и развлекают. А когда она освоилась, то стала вертеть всеми, как ей вздумалось, из-за чего попала в весьма глупую ситуацию, где всё решили разрулить высшими силами всепоглощающей дружбы.
Сказать, что Чисэ – оригинальный персонаж, язык не поворачивается. Двойник Нацумэ из Тетради Дружбы Нацумэ, только женского пола и севший на шею всем тем, кто шею эту по сценарию подставил, что и отличает Чисэ от благодарного за всё и с уважением относящегося к своим приёмным родителям и друзьям Нацумэ.
Однако Чисэ привлекла моё внимание в OVA своей уютной тишиной и спокойствием, её способностью удивляться и искриться этим удивлением, а так же органичностью в мире волшебства, когда она только-только начала его осторожно касаться, как бы боясь разрушить или испугать. Но в анимэ от этой Чисэ ни капли. Она настолько «оборзела» в своей неблагодарности, что начала выдавать истерики и подставлять других под удар, не забывая оставаться в поведении типичной жертвы обстоятельств «цените то, как я геройски терплю эту жизнь».
Фух. Ладно, теперь про нехватки «бюджета» у главного героя.
Элиас так же привлёк моё внимание в OVA. Он вышел в кадр весьма загадочно и эффектно, удивляя своим внешним видом. В OVA Авторы не стали показывать его чувствующим или же нет. Он просто был гармоничным, сбалансированным, привлекательным персонажем, в руках которого теплились всевозможные чудеса, которых я ждала, как ребёнок.
В анимэ же от этих ощущений осталось минус три или даже минус четыре.
Развитие колоритного персонажа по пути «от бесчувственного к познавшего человеческие эмоции» не ново и зачастую опасно. Лучшее исполнение я видела в Узах Ракуго, как пример. Но Mahoutsukai no Yome достигло совсем иных результатов, нежели ожидали Создатели.
По каким-то причинам чем больше чувств познавал Элиас, тем глупее он становился. Так и хочется ляпнуть «прогнулся под каблук», да только не об этом речь. А лишь о том, что Авторы начали составлять несовместимый с жизнью психологических потрет потенциального принца. Однолюб, впадающий в созависимые отношения без видимых и невидимых на то причин. Привязанность между Чисэ и Элиасом до сих пор остаётся для меня тайной, как и любовь между Белоснежкой и Охотником в том самом фильме. Просто щелчок и все начинают влюбляться. А Авторы нагнетают обстановку всякими внутренними диалогами о том, показывать «нижнее бельё» или нет, а так же подначиваниями со стороны окружающих, мол, иди и скажи всё ЕМУ, а ОН уже прям всё понял. И эта созависимость унижает образ принца в теле чудовища. Только сверху упаковка хороша, мол так любит, что жить уже без навязанной возлюбленной не может. А внутри созависимость уничтожает так называемую личность, характер и приводит к полной потери себя и своей жизни. Ай да сюжет, ай да молодец…
Да и не склеивается сюжет-молодец-то никак. Чудовище, которое живёт уже столько лет, успело пообщаться с огромным количеством людей и уже могло понять, что у него под черепной головой происходит в реакции на то или иное. Но нет. Только с какой-то весьма типичной суицидальной девочкой на него снисходит просветление. В общем, всё в дань теме романтики на пустом месте.
Плохо то, что эта созависимость опускает годного персонажа на то самое дно, где мы видим алкоголиков в какой-то там степени. Если бы рейтинг анимэ позволял употреблять алкоголь, то мы бы именно это и увидели в конце данной картины.
«Чисэ хлопнула кулаком по черепу и ушла, буду скитаться по лесу в непристойном виде и терять нормальный облик, пока белки-доктора за мной не придут». Униженный и никчёмный…
Это убило того Элиаса, с которым я познакомилась в OVA.
А теперь и о главном злодее, которого Авторы пытались придумать, но так и не придумали. Ни цели, ни мотивации «Картофану» не изобрели, наделив его типичными плохими привычками любого обычного анимэшного злодея, который прекрасно побеждается… дружбой. При этом о злодее пытаются сотворить впечатление, что он безумно умён, прямо сильно-сильно гениален и чертовски силён.
Особенно последнее напрягает. Когда все такие мощные и тренированные годами и боями стоят и проигрывают тому, кого побеждает скилл «я тебя понимаю, давай дружить».
В итоге все поворотные события, связанные с «Картофаном», лишь влекут за собой череду экшн глупостей, после которых Зрителю выдают коробку носовых платков, ибо главная героиня опять пытается отправиться в последний путь. Всё это разбавляется флэш бэками, где опять-таки всё могло пройти успешно, если бы не странные действия персонажей, но сюжет не позволял. И после серии этих бэков по нам ещё ударяют вырыванием глаз, отрыванием рук и выливанием кровищи.
Про остальных сказать хочется лишь то, что их поведение и мотивацию Авторы придумывали, записывая сценарий на коленке по дороге на работу. Эмоциональные скачки в поведении Анджелики, смахивающие на очень запущенный невроз, необъяснимая преданность фамильяра, горячие волны ненависти и любви фейского доктора, решения убить человека, чтобы не убивать дракона… И замечу, что прошлое у всех исключительно грустное и болезненное. То продажа наркоты, то проживание в подворотне.
В магии только отчаявшиеся, потерянные и психологически травмированные. Что поделать, а это тема для врачей.
Итого…
В заключении всё же хочется обратить внимание на то, на что бюджет всё же потратили, помимо того, что я перечислила выше.
Что в Тетради Дружбы, что в Mahoutsukai no Yome / Невесте чародея затянутость некоторых моментов стоит того, потому что в эти секунды передаются эмоции, подкреплённые картинкой, музыкой и тишиной между героями. Но если это переходит более чем «30 секунд», то эффект превращается в скукотищу.
Повествование порой настолько равномерное и прекрасно продуманное, что даже тому, кому в общем не понравилось это анимэ, удалось погрузиться в некоторые милые, уютные моменты, переданные через краски, цвета, музыку и персонажей вроде Силки. Весьма искренний персонаж, который тронул меня в OVA и остался в том самом приятном образе, который мне мил. Возможно, положительно повлияло то, что Силки мало говорила, вела себя достойно и оставалась в заявленных ранее рамках, не пытаясь стать сильнее или умнее. Стабильность – это хорошо.
Создатели анимэ, а особенно художники очень старались подарить нам ещё один красочные мир из сказки Хаяо Миядзаки. Отчасти получилось, но в общем – не очень.
Эх
Это скучное, не динамичное и очень плоское анимэ с событиями «пришёл, ушёл, взял банку и пошёл дальше», разбавленное беспочвенной драмой, которая всеми правдами и неправдами пытается делать вид, что тут есть место романтике, а на деле речь о весьма гадкой вещи, как созависимость, от которой страдает очень большое количество женщин и мужчин. От настоящей драмы оставили лишь лучи «всё понимающей дружбы с Картофаном» и «я не прощаю тебя, мама, но давай подержимся за руки, пока я тут выше твоих страданий, а ты валяешься у моих ног». Детские травмы не прорабатываются за один сеанс в маковом поле. Люди годами лечат это, чтобы наладить отношения с родителями. Но тут – маковое поле и подержимся за руки. А убийство на почве ревности или хотя бы попытка - это не то, что стоит показывать девочкам / девушкам, воспринимающим подобное, как норму.
Этому анимэ смысла бы побольше, а всякой драматургии поменьше. И лучше всего – не лезть туда, где никто из Создателей сам бы хотел оказаться.
Я надеюсь, если выйдет продолжение, оно будет более достойно, чем это… Мне искренне не понравилось это анимэ. Но это остаётся моим личным субъективным мнением.
Искренне желаю всем насладиться OVA, а потом просто обратиться к первоисточникам.
Дата публикации: 27.07.19