Отзыв на аниме Человек-дьявол. Плакса сезон 1

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

    Вставлю и свои эмоциональные 5 копеечек, без сравнения этого шедевра с другими адаптациями, версиями, оригиналами и вообще тайтлами. Зато со своими околопсихологичными разборами полётов того, а чего мы тут, собственно, увидели. 

    Лично для меня это аниме - просто находка на уровне старой доброй культовой классики, и не удивительно, ведь команда над этим проектом трудилась очень достойная, после просмотра глянула на их предыдущие проекты - и пасьянс прямо сложился. И вышло очень, очень годно, правда рекомендую к просмотру только взрослым людям. Ибо по достоинству это оценят даже не просто 18+, а именно морально и эмоционально взрослые люди с устойчивой психикой, ведь это аниме беспощадно не только к своим героям, но и к зрителям, фрустрируя и провоцируя прочувствовать очень сложные и тяжёлые именно в эмоциональном плане переживания, которые "не созревший" зритель просто не увидит или не поймёт.

       И начну разбор с ценностей сюжета, увиденных мною с моей колокольни.
    Это цельная, глубокая, зрелищная и очень наполненная история со смыслом, с невероятно захватывающим сюжетом и очень грамотной динамикой по эпизодам. Мне очень понравилось, как мы по нарастающей, постепенно знакомимся и с вселенной, в которой происходит действие, и с героями. От спокойной истории про школьников до невероятно трагичной и апокалиптичной истории сотворения бытия - с каждой серией масштаб происходящего развивается настолько глобально и непредсказуемо, но в то же время целостно и связано, что после просмотра эмоции просто зашкаливают и гонят написать рецензию, как минимум. И может быть, где-то местами что-то казалось немного сумбурным, но это только на первый взгляд. При повторном пересмотре - замечаешь, что каждая сцена и диалог наполнены смыслом, предпосылками к дальнейшим событиям и деталями, и всё встаёт на свои места, приходит какое-то своё понимание - с какой целью авторы сделали эти моменты именно такими, и что именно они хотели этим донести. Ну или не приходит, тут уж у кого как) Но данный тайтл лично мне исчерпывающе ответил на все заданные вопросы, и мне не пришлось идти в оригинал за ответами.

    Помимо динамики сюжета, мне очень понравилась сама структура повествования. Если описывать, о чём тайтл - то это такая немного артхаусная история о возникновении луны. Только это понятно лишь на последних кадрах, и это не спойлер, это пример моего осознавания сути самой истории в тот момент, а в другой момент мне эта история казалась про эстафету, и так далее. Обычно, в сюжетах есть герои, они что-то переживают, и зритель фокусируется на их переживаниях, опыте, и с первого же эпизода понимает - про что, о чём будет весь сюжет, бессознательно ассоциируя себя с этими героями и что-то про себя понимая. А тут сам этот фокус постоянно смещается, до самых последних кадров, сознательно, мастерски, и в меру уводя зрителя от переживаний героев к каким-то более глобальным вещам и вопросам, тем самым позволяя взглянуть на привычные вещи с совершенно иного угла, показывает и сравнивает совершенно разные точки зрения.
 
    Благодаря такому просто гениально реализованному ходу, и довольно быстрому темпу повествования - все эти очень тяжёлые повороты судеб героев, которых мы успеваем полюбить или просто понять, их потери и трагедии переживаются нами чуточку спокойнее, уменьшая порцию принятого стекла. Мы как бы не успеваем погрузиться в героев настолько, чтобы приходилось отдирать их от себя с мясом, ну и в целом сюжет не даёт нам, как и героям, времени порефлексировать, и показывает самые пугающие темы и моменты довольно сухо, по факту, отстранёно, но по-нарастающей. И в этом эмоциональном накале и саспенсе и кроется весь изюм тайтла, сравнимый с подъёмами на американских горках, с неясным, тревожным предчувствием резкого спуска, что у кого-то вызывает непонимание, ужас или отвращение, а у кого-то дикий восторг (как у меня, хотя я не фанатка хоррора, но горки люблю, даа).

    И просто поразительно, как через движуху вокруг ключевых персонажей, сюжет умудряется затронуть огромное количество очень спорных и актуальных в наше время вопросов и тем, не смотря на то, что оригиналу, по мотивам которого это создано - почти полтинник. А ведь мир за это время невероятно изменился, теперь уже старушки переводят через дорогу молодых людей, залипших в айфоны. И не знаю, заслуги ли это тех, кто занимался адаптацией к нашему времени, или просто сюжет изначально опирался на какие-то вечные ценности. Ну например ценность человеческой жизни и чувств, причём в масштабах от ближайшего окружения до вселенной, от одного представителя до всего биологического вида в целом, от культурного общества до всеобщего хаоса в чрезвычайных ситуациях. Такие ситуации, а вернее самое страшное развитие событий, которое в первых эпизодах мы не могли себе даже представить - тут наглядно показаны во всей красе, намекая, к чему приводят какие-то распространённые стратегии и модели поведения.

    Да как тонко и точно тут это показано! Какие труднейшие дилеммы, проблемы выбора встают перед героями, иногда настолько трагичные и неразрешимые, что сердечко зрителя просто рвётся в клочья. Тут прекрасно показано, к чему приводит избегание принятия трудных решений, причём на том этапе, когда ты ещё можешь на что-то повлиять. Что если ты сам не примешь решение, то кто-то, что-то или просто мир вокруг - примет это решение за тебя, причём не в твою пользу. И это только одна ценнейшая концепция из многих, потрясающе раскрытая в этом тайтле.

    Не смотря на то, что описываемая тут вселенная строится на религиозных догмах, тема религии затрагивается очень ненавязчиво, фоново. Ну примерно как та фреска Леонардо Да Винчи "Тайная вечеря" в интерьере дома главных героев, которую нам показывают как бы вскользь, акцентируя наше внимание на самих героях и их диалогах. И мне очень понравилось, что тут нет религиозной или политической пропаганды, причинно-следственных манипуляций, и "праведники" здесь не застрахованы от страданий точно так же, как и "грешники". И это рушит идейные шаблоны, стереотипы зрителя, показывая бессмысленность фанатичных поисков смысла жизни, в бездумной погоне за которыми мы не редко теряем, забываем или не замечаем самое ценное - свои чувства к близким людям и свои истинные желания в данный момент. Ну то есть тут очень красочно показано, что бывает, когда человек идёт не за своими чувствами, а за своими ложными представлениями о добре и зле.

    А как прекрасно и многозначительно тут затронута тема любви, секса и похоти, ммм) Как по мне - это было красиво, гротескно, местами эротично, местами "разряжая" атмосферу, местами добавляя специфичного юмора, местами омерзительно и вызывая у зрителя стыд, где этого требовал сюжет. Но это моё личное мнение, как взрослого человека, который уважает секс в принципе. И в созерцании уместных сцен с обнажёнкой и прочими естественными реакциями и желаниями организма - не видит ничего плохого и травматичного. Ключевое слово - уместных. 

    И тут моё мнение, похоже, расходится с мнением большинства высказавшихся тут, потому что я считаю эти сцены действительно уместными, показанными именно так - не для привлечения какой-то специфичной аудитории, а для раскрытия характеров персонажей, добавляя им объём, обнажая их истинные ценности, зависимости, желания, и способы эти желания реализовывать, Благодаря этому мы понимаем, в каких отношениях состоят герои, как их отношения развиваются, отличаются ли в этом люди, дьяволы и полу-люди, или эти различия мнимые. Так что цензура просто оставила бы в этом месте огромный пробел, и я, как человек, начавший знакомство с "Дэвирумэном" именно с этой адаптации - не представляю себе сюжет без этих сцен. Да и вообще, про половое влечение, физиологические потребности, которые, вообще-то, естественные и базовые у любого здорового человека - не принято, запрещено говорить и показывать, даже вот так артхаусно, только в каком-то глубоко закомплексованном, противоречивом обществе, которое вроде как против секса, но за демографию. Но наше с вами общество же не такое, мм? ;). Да и люди ещё не научились размножаться почкованием, насколько мне известно) Тут у меня немного бомбануло маленькой манипуляцией, пардоньте)

    И раз уж заговорила про социальное - тут очень контрастно и интересно показана тема деградации общества. Показана мастерски, через разные отношения разных людей. Где-то это какие-то небольшие зарисовки про потребительское отношение людей друг к другу, продиктованное самыми распространёнными в наше время страхами, низкой самооценкой, а где-то это больные, невротичные способы удовлетворить собственную потребность в значимости. И в этом плане очень круто показана точка зрения и в целом реакция Мики на всё происходящее, на фоне этого меняющегося, пугающего мира, осуждения, да и на фоне обыденных трудностей - как пример, эталон, образец экологичнейшего переживания таких труднейших ситуаций. 

    Вообще Мики в этом тайтле - просто собирательный образ тех редких, просветлённых людей, которые осознают, насколько ценно понимание всего непонятного и иного, вместо осуждения или бездумного уничтожения, насколько ценно прикладывать собственные усилия, а не идти по заманчивому пути "волшебной таблетки". И нам показано, благодаря чему, и благодаря кому (своим потрясающим родителям и окружению) она выросла такой психически устойчивой и здоровой, что тоже наталкивает на размышления. 

    Поведение Мики - это пример такого поведения, заразившись которым другие люди (и остальные существа) могли бы привести общество из деградации к развитию, будь у них на то время. Но им на это времени, к сожалению, не хватило, как и упомянутому тут "Содому и Гоморре". Но весь посыл и призыв тайтла просто кричит зрителю - что у нас то с вами, прямо здесь и сейчас, это время есть, так давайте же не будем его терять!)

    Да и Рё с Акирой - невероятно интересные персонажи. Они оба, по сути, глубоко травмированные, брошенные детки, которые нашли друг друга и справляются со своими переживаниями, болью разными способами. И это потрясающе показано. Рё ушёл в рационализацию, как в способ психологической защиты, глубоко запрятав и отрицая свои эмоции и прячась за своей некоей идеологией, что ему, да и миру, в итоге очень аукуется. Акира же наоборот, как невероятно чувствительный и эмпатичный малыш, хоть и ничего не осознаёт и не понимает, интуитивно, бессознательно просто выплёскивает переполняющие его эмоции, через слёзы, через сочувствие и сопереживание. И в ходе сюжета это невероятно помогает ему пережить, справиться с потрясениями, он постепенно осознаёт свои ценности, чувства, свою роль, место в этом мире. И делает всё, что в его силах, и делает это круто и местами очень трогательно, лично мне их обоих после просмотра захотелось просто обнять и поплакать.

    Да и другие персонажи очень живые, интересные, показательные. Та же "шпана" - с первых кадров     демонстрирует нам свои потрясающие творческие способности, и таланты создателей заодно, как бы намекая зрителю, куда можно направить свою энергию, если есть лишняя) Ну, не всем же только плакать) Ну и вообще, всё в этом тайтле заряжено теми ценнейшими идеями сюжета, о которых я написала выше. Вся атмосфера - от рисовки до звукового сопровождения - невероятно талантливая, где-то гениально простая, лаконичная, отражающая только саму суть, где-то сюрреалистично изобретательная и выразительная настолько, насколько этого требует динамика и визуализация сцены. Цветовые решения, ракурсы, плавное перетекание или резкие переходы, смещающийся темп и обработка музыки, её кажущаяся простота и невероятные саундтреки, от опенинга, эндингов до рэп-вставок - всё это настолько отражает и дополняет идеи сюжета, усиливая наше впечатление, и при этом с огромным уважением чтит какие-то немного наивные приёмы и находки оригинала, что это без сомнения делает данный тайтл очень значимым явлением искусства не только в истории аниме, а вообще.

    И хотелось бы отдельно добавить к спорам о том, какая адаптация, версия или оригинал хуже или лучше, и вообще нужна ли она была - анекдот-притчу:

    В гости к 85-летней МарьИванне должны прийти три её подруги. И вот она, как радушная, но признающая в себе проблемы с памятью хозяйка - прикрепила на холодильник напоминание "Не забудь напоить чаем". Как только пришли подружки, старушка идёт на кухню и читает записку: "Не забудь напоить чаем". Она приносит в комнату чай и все пьют. Она опять идёт на кухню и опять читает записку. Они опять пьют чай.. И так шесть раз. После этого подружки прощаются и уходят.
    Уже на улице одна из них говорит:
— Эта МарьИванна — просто свинья. Два часа сидели — хоть бы чаем угостила!
    Вторая:
— А разве мы были у МарьИванны?
    Третья:
— А кто такая МарьИванна?

    Ну и собственно мой маленький вывод, практически тост, к чему это я - как же прекрасно, что творцы - творят, забывая, что всё кем-то создано до нас, но каждый раз наполняя наши пустые "желудки" своим каждый раз новым, вкусным, уникальным, с любовью заваренным "чаем", не обращая внимания на то, что отзывы могут быть и не самые лестные, но хоть "желудки" у комментаторов останутся не пустыми)))

    В общем СПАСИБО огромное за труды всем, кто работал над этим проектом, да и тем, кто осилил мои многобуквы, плюсов и тепла вам в карму!))
Пока ничего нет, Обсудить
Автор: mulkrrr
Аватар mulkrrr
Все отзывы на Человек-дьявол. Плакса
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 15.02.19

Меню