Оцените отзыв
Меня очень порадовало то, что во втором сезоне не изменились ни рисовка, ни количество пейзажей, ни сами персонажи. А ещё я впервые увидела самый прекрасный путь старения в аниме, какой только мог быть. При этом это не было чем-то приукрашенным или выдуманным. Авторы поработали над тем, чтобы даже самые мелкие черты характера мастера Якумо «постарели». В итоге главный герой, на плечах которого лежала огромная ответственность за весь мир ракуго, на наших глазах становится усиленной версией самого себя. Всё то, что было в нём лишь мимолётно, укореняется в его манере говорить и мыслить. Тяга к спокойствию и тишине, понимание потребности в чьём-то обществе, замкнутость и внезапная открытость – всё это и многое другое вступают в более ожесточённую борьбу в нём самом, делая его характер непредсказуемым. То, как менялось его тело, белели волосы, худело лицо, слабел голос – это было великолепно. Такие вещи заставляют задуматься о собственном пути, который ждёт нас всех впереди. И данная лента старения была практически идеальным образом того, как подобное должно проходить. Я рада, что этому персонажу было уделено так много заботы и внимания. Его образ навсегда связывается с благородством и холодностью, в трещинах льда которой текут тёплые слёзы.
Первый сезон был оплотом откровенной драмы и непростой любви между четырьмя персонажами: двумя мужчинами, одной женщиной и ракуго. При этом логика вещей провела драму и во второй сезон, сделав её самым худшим вариантом драмы, который только можно представить: личная трагедия мастера ракуго. И более того, трагедия покрылась обманом во имя чего-то лучшего.
Именно этот момент смутил меня очень сильно. Многие аниме страдают похожей тенденцией, когда нечто умалчивается или покрывается ложью во имя добра. Мне ясен был мотив этой лжи, как некая тяга к тому, чтобы кто-то высказал обвинения, чтобы кто-то подтвердил сомнительную вину, с помощью которой хотелось себя винить, чтобы кто-то не сошёл с ума от правды. Но я плохо переношу такие вещи, потому что они делают несчастными всех, кто окружает такого человека, потому что ему приходится закрывать свои чувства, недодавать любовь и прекращать говорить. А прекращать говорить в случае, если и так едва умеешь высказываться нормально, это беда.
Как и в первом сезоне, основная проблема осталась неизменной: «все проблемы людей лишь от того, что они не могут поговорить друг с другом». И в случае данной анимационной картины всё зашло так далеко, что из-за веры в иллюзии, в собственные неудачи и страхи поддаться влиянию дурной крови родителей, юная девушка совершает весьма опрометчивый поступок, который мог бы закончиться очень трагично. Длительными страданиями и вечным самобичеванием. В итоге, на мой взгляд, дурная кровь проявилась в полной мере. Есть такое выражение: «Отпусти то, что держишь. Если оно тебе предназначено, оно к тебе вернётся». Так здесь и получилось. Попытки избежать влияния дурной крови обернулись тем, что она проявилась.
Трагедия была отыграна по полной программе, настолько, насколько было возможно в заданных условиях.
К счастью, в сложной системе уз, собственных мыслей и чувств Авторы предусмотрели элемент, которого так не хватало в первом сезоне, чтобы все смогли выговориться, открыться и просто быть собой, а не людьми, говорящими лишь через ракуго. Тайна жизни того бойкого парня из первого сезона, который пришёл в ученики к великому мастеру ракуго, раскрывается однобоко, но подобно скоростному, летящему на всех порах поезду, сносящему всё и вся на своём пути. И драмы, и тревоги, и недомолвки. Наконец, начинают задаваться простые, но ужасно уместные вопросы: почему и зачем. И остальным приходится на них отвечать, что ставит многое на свои места, разводит любовь к ракуго, любовь к усопшим, любовь к близким по разным углам и помогает мыслить яснее.
Я увидела то, как трудно было старому человеку, говорящим с миром лишь через призму ракуго, начать выражать себя иначе. Оставлять роль рассказчика и занимать роль самого себя. И то, как он осознал, что мир состоит не только из ракуго, любви и служения ему, было очень грустно, потому что это произошло так поздно.
Слова о том, что люди не могут быть одни, приобретают множество смыслов. Сначала окружение было нужно, чтобы нести свои тайны тихо в могильный сундук. Нет смысла в тайнах, если не от кого их скрывать. Так же не было смысла в актёрах, если некому было на них смотреть. И более того, окружение нужно, чтобы знать, как меняться искусству, чтобы оставаться в сердцах людей. Через эти вещи значение «уз» и «эпох» раскрывается нам с другой стороны, нежели, чем в первом сезоне.
Так же здесь было больше любви, которая была выбрана, как решение, а не как эмоции. И это сыграло позитивную роль, «успокоив» дурную кровь, заставив её взять свой потенциал и направить его в другое русло. Русло изменения старого уклада мира ракуго.
Первый сезон был лишь спорами о том, нужно ли менять классику, отвергая всё то, что вложили в её создание и поддержание старые мастера. Второй стал доказательством того, что неизменное останется неизменным, но всегда есть вторая часть, которая должна меняться, просто эпоха и люди должны быть к этому готовы. Внедрение огромно количества развлечений было негативно воспринято в первом сезоне, но здесь уже оказывает должное влияние, показывая, как выжить на «рынке услуг».
Ещё одна большая трагедия этой картины - жизнь человека, которому ракуго дарило лишь свои улыбки, наделяя талантом других. На его долю выпало видеть жизнь и смерть великих людей, которые позволяли ракуго быть рассказанным и услышанным. Он видел, как цвело, увядало, умирало и менялось это искусство. С такой точки зрения собственная жизнь перестаёт иметь какое-то особенное значение, потому что она становится годами, вмещающими в себя поколения. Наверное, это и есть счастье бытия, но так же трагедия пережить всех.
Однако мне кое-чего не хватило в этом сезоне. А именно раскрытия мыслей и чувств главного дурачка, который поступил умнее всех. Конечно, можно сказать, что все его решения были лишь навеяны нехваткой ума, поэтому так просто и легко удавалось их принимать. Но я в это не верю, потому что он искренне плакал, переживал и видел других людей. Он видел их насквозь, без ракуго, без призм иллюзий. Он был тем, кто слушал их и услышал, придал этому значение и поставил своей целью исполнить желания близких ему людей. Такое не по силам дуракам. И такое не может происходить лишь со смехом в голосе и улыбкой на устах. Чувства Ётаро не были обличены в слова или особенные эмоции, Авторы скрыли их за его улыбающимся лицом. Я считаю это огромным упущением. Зрителю остаётся лишь догадываться, какие волевые решение пришлось принимать этому человеку внутри себя. Но догадки – это одно, а правда может оказаться совсем иной вещью.
На счёт мистической части повествования я тоже не могу сказать чего-то однозначного. В любом случае видениями и мистикой объяснялись некоторые вещи, как тяга к богу развлечений, как способ довести трагедию до более-менее гладкого конца. Однако это было лишним элементом. С помощью снов или воспоминаний вполне себе было можно «доканать» старика. Но Авторы видели иначе, что меня не касается. Мне же не хотелось мистики вообще. Трагедии реальности вполне хватило.
История этого аниме подошла к прекрасному концу, оставив после себя тайны, которые должны были остаться тайнами. Осталась так же тихая горечь и такая же радость. С тем, как старел мастер, становилось спокойнее и спокойнее в мире ракуго. Изменения не доставили боли искусству, так же оно не сгинуло в могиле, что исполнило желание многих.
Как и в первом сезоне, здесь были узы. Меньше эпох, но больше уз.
И у меня такие же ощущения, как и после просмотра первой части. Я не думаю, что пересмотрю это аниме ещё раз. Мне было достаточно пережить эти трагедии один раз.
Дата публикации: 02.11.17