Любители сказок – большие дети. Вот и я из разряда подобных мальчиков и девочек, кто с придыханием внемлет очередной сказочной истории. Слушать их – одно удовольствие, а вот смотреть – наивысшее чудо. Сказочников много, но вот мудрых и талантливых в своем деле – не так уж. Однако, в мире аниме я нашла того волшебника, что дарит мне несказанную радость своими трудами. Да – это дядюшка Хаяо Миядзаки.
«Рыбка Поньо на Утесе» - это прежде всего, путь в детство. Недаром очень маленький и любимый мной человек с вытаращенными глазами, почти не дыша, смотрел эту сказку. После, с придыханием, некой осторожностью, словно боясь разрушить волшебные чары, окружавшие его, этот человечек спрашивал… О, вопросов было много. Но детский проницательный ум выдал незыблемую истину – ЛЮБОВЬ. И правда, именно она движет героями мультфильма. Ведь маленькая рыбка – любопытная и непоседливая, задающая, как каждый маленький ребенок множество вопросов, случайно попадая на берег тоже влюбляется. И пусть это случайная встреча, пусть все скомкано и без судьбоносных путей, но именно эта привязанность к маленькому мальчику – обычному человеку, вырастило то желание самой стать девочкой и быть ближе к тому, кто понравился с первого взгляда. Именно ЛЮБОВЬ заканчивает эту историю на мажорной ноте. Хотя перед тем, как все закончится, героям придется решить множество трудностей.
Удивительно, ведь в аниме полностью отсутствуют злодеи. «Как?!» - спросите Вы – «а отец маленькой Поньо?» Я лишь улыбнусь, а проницательный зритель ответит сам – «ЛЮБОВЬ». Любовь отца к дочери, волнение и печали о ней, тяжелые думы о том, где она и с кем, а также тревога за её благополучие. Ведь этот мир огромен и не так безопасен. И где же тут зло? Его просто нет как такового.
Тема экологии у Миядзаки, на мой взгляд, имеет место быть лишь косвенно, но раскрывается именно через призму любви. Недаром же отец Поньо ворча и ругаясь, пробирается по дну морскому сквозь горы мусора, небрежно оставленными человеком. И рассуждает о том, что люди грабителя моря. Он искренне боится навредить морскому миру, мечтая, что когда-нибудь эта обитель будет единственной составляющей Земли.
Оттого то отец не спешит доверять человеческому ребенку, искренне волнуясь за собственное дитя. Любовь и доброта в этом аниме царит повсюду – забота по сути о чужих людях, способность приютить совсем нежданного и странного гостя, помочь ближнему, и это лишь малая толика черт этой истории. Смотреть приятно…
Сказка не была бы таковой без тщательно проработанной рисовки – от персонажей до фона. Ох, это синее море, пушистые гребешки волн и грозная, темная водная стихия, что рушит все на своем пути. Эта радующая, ласкающая глаза, зелень, эти яркие краски разнообразия мира морских жителей, да и самой Поньо.
Море – для японцев священно. Оно – живое. И Миядзаки как никто другой чувствует это, прорисовывая его настолько красиво, подробно, словно один большой живой организм со своей кровеносной системой и органами-жителями, без которого эта водная гладь не была бы величественной, но в то же время естественной и гармоничной.
Дети прорисованы мило – так по-доброму, без резкий черт, острых углов – истинный сказочный стиль Миядзаки. В какой-то момент, в путешествии детей наедине с природой кажется, что они попадают в дикий, неизведанный мир, словно вернувшись в прошлое на несколько тысяч лет назад. И оттого возникает то будоражащее чувство то ли тревоги, то ли адреналина, и вот уже сказка немного теряет эту неспешность. Однако оставаясь такой же доброй, гармоничной в своем исполнении, светлой и теплой, несмотря на обилие водных сцен, борьбы, переживаний, стремлений к пониманию, и любви близкого человека.
Каждый раз, усаживаясь перед монитором моего ноутбука, и начиная смотреть творения Миядзаки, я жду чуда. И «Рыбка Поньо на Утесе» как и все его истории не разочаровывает меня. Теперь я восторгаюсь не одна, а рядом со мной – маленький мальчик, что тоже жадно ловит каждое действо героев, каждое слово и волшебство. Вот так мы и смотрим – бок о бок. Последние секунды на экране, и я понимаю, что автор творит для детей. Это детский Волшебник. Но дело в том, что внутри каждого из нас пусть очень глубоко, но живет ребенок, а Миядзаки умудряется растормошить это дитя даже в самом, казалось бы, серьезном взрослом.