В жизни многих анимешников случается такой неловкий момент, когда их достойнейшее увлечение называют глупыми мультиками для детей. Если это случилось с вами и вы по какой-то причине не можете просто развернуться и оставить этих несчастных заблуждаться далее, у меня есть совет. Покажите им Mononoke 2007 года. Если они будут отнекиваться и говорить, что про принцессу-Маугли они уже видели, посмотрите на них с ласковой укоризной и включите первую серию.
Но сначала расскажите, что Mononoke – детище Toei Animation, чрезвычайно плодовитой студии, которая запустила таких монстров аниме-индустрии, как Sailor Moon, One Piece и Dragon Ball. Чего только не было в репертуаре студии, а Ayakashi: Samurai Horror Tales и особенно его спин-офф Mononoke стоят особняком. Талантливый режиссёр Накамура Кэндзи работал над обоими проектами. Существует также небольшая манга, охватывающая события четырёх арок из аниме. Однако, для просмотра Mononoke ничего из вышеперечисленного не является необходимым.
Пока они не опомнились от справочной информации, заметьте между прочим, что на дворе двадцать первый век. Аниме уже давно выползло из подполья и не является развлечением двух с половиной отаку. Из неизвестной заморской диковинки аниме выросло в масс-культурный феномен, а теперь вышло и на новый виток, в некоторых своих проявлениях став настоящим искусством. Сделайте драматичную паузу. Mononoke тому – наглядный, но увы, не всем известный пример. О, змей Уроборос, кусающий себя за хвост!
Тут ваши собеседники возмутятся, что вы им подсовываете что-то про тентакли. Терпеливо вздохните. Если Mononoke и хентай, то только для глаз, впервые видящих такую инфернально богатую цветовую палитру. По жанру его скорее можно причислить к жанру ужасов. Но ужасов каких? Японские ужасы – это не безумный маньяк с бензопилой. Это мучительная тишина в ожидании телефонного звонка. Истончающее границы адекватности предчувствие чего-то. Оправдается ли оно – неважно. Страх рождается не на экране, а в голове смотрящего.
Мононокэ же рождается из сплетения человеческих судеб. Порой уже не разобраться, где злопамятный злой дух, а где раздираемый внутренним конфликтом человек, вызвавший его. Кто же распутает этот клубок? Главный герой – странствующий продавец трав и снадобий. Разгадав Форму, Сущность и Желание мононокэ, он сможет высвободить своё альтер эго и изгнать духа с помощью специального меча. Происходящее является не то обрядом экзорцизма, не то сеансом психоанализа. Эго Аптекаря настолько альтер, что его озвучивает другой сэйю, но это мелочи.
Далее скажите про наболевшее. Увы, об Аптекаре толком не известно ничего. Начало и конец его профессионального пути теряются в тумане. Он заверяет, что является человеком, но лисий разрез глаз, клычки и острые уши намекают на иное. Похоже, вдохновением для его образа частично получила гравюра Ёситоси, изображающая известного актёра Кабуки рубежа 17-18 веков – причём не какого-нибудь, а оннагата, исполнителя женских ролей. Соединяющий в себе мужское и женское, человеческое и потустороннее начала, Аптекарь будто сшивает вместе реальный мир и его изнанку.
Взгляд ваших визави слегка «поплыл»? Пусть подождут путаться, это ещё ничего. Пять историй из практики Аптекаря на редкость иносказательны и образно-психоделичны. Мало того, они все настояны на культуре Японии в целом и на богатом японском фольклоре в частности. Надо заметить, что напиток получился с высоким градусом: насыщенность такая, что залпом лучше не пить. Истории будут меняться, как пятна Роршаха, в зависимости от восприятия смотрящего. Неизменным останется только то, что это истории скорее не о монстрах, а о людях.
Заботливо снабдите ваших собеседников глазными каплями, потому что визуальная вакханалия может шокировать. Графика – визитная карточка Mononoke; особая и неповторимая, она словно живёт в кадре своей жизнью, но это не красивость ради красивости. Рисовка создаёт у зрителя ощущение нереальности, будто кто-то запечатлел безумный сон или наркотический трип на старинной гравюре. В ход идут довольно неожиданные приёмы, которые в другом случае считались бы недостатками. Здесь приведите пример.
Допустим, есть предмет с узором. В зависимости от перемещения предмета в пространстве узор меняется вместе с предметом. Однако, из-за ленивых аниматоров бывает так, что предмет движется, а узор будто остаётся на месте. Подобным образом, аниме кажется нарисованным на традиционной бумаге «васи» из-за эффекта, наложенного на бэкграунд, предметы и персонажей. Также аниме нередко цитирует известные произведения искусства: мельком можно заметить работы Климта, Пикассо и Матисса.
Сюжет, персонажи, рисовка – кажется, вы рассказали обо всём. Или нет... Расскажете ли вы, что саундтрек заставляет вас покрыться мурашками даже в тёплый летный день? Что порой ветер доносит до вас терпкий запах лекарств, и в толпе вы мельком видите разноцветные одежды? Что вам снятся вьющиеся серпантином рыбьи скелеты, горизонтально падающий снег и ароматы, имеющие цвет смерти? Расскажете ли, что пока вы смотрели это аниме, оно смотрело в вас, как ницшеанская бездна?
Пожалуй, не нужно. Не рассказывайте ничего. Позвольте Mononoke говорить за себя. Просто включите первую серию.