На Западном рынке большая часть сюжетов строится на трехактной структуре. Да, предвидя упрёки на эти слова, сразу же признаю: не все. Но всё же большинство. Такое особенно заметно в наше время в среде дорогих блокбастеров, в частности в комикс-муви. Три акта стали мантрой кучи начинающих сценаристов, в какой-то степени "ошаблонивая" все их работы уже в зачатке.
Но только не для Японии. Полностью игнорируя западную культуру, японцы плюют на привычные для европейцев тропы с большой колокольни. Вместе с "трехактовкой" игнорируется и более монументальный "путь героя", что уже в некоторой степени может насторожить: за чем же зрителю следить, если не за развитием главного героя?
Hells – именно одно из таких произведений. Да, в фильме можно разглядеть пресловутые сюжетные тропы и, например, сказать, что первые полчаса уделены экспозиции и т.д. Однако, на этот раз зритель имеет дело в буквальном смысле с анимированными американскими горками.
Режиссёрский дебют Ямакавы Ёсики оказался наполненным гротеска и "адовой" стилизации всего и вся. Всё, что можно было упростить, было упрощено. Задники, хоть и не диссонируют с внешним видом персонажей, вовсе не имеют никакой глубины, а порой и вовсе отсутствуют. Большинство сцен напоминает скетчи из комедийных школьных сериалов. Более того, сам фильм начинается с торопящейся в школу главной героини Амагане Ринне с тостом в рту. Это не есть плохо, когда авторы используют упрощения с умом.
Что же касается Ринне: это история не про неё. И вышеупомянутый "путь героя" она не проходит. Амагане Ринне – героиня любого миядзакивского фильма. Её характер очень стоек, а светлые желания и мечты непоколебимы. Вспомните Тихиро из "Унесённых Призраками". Кстати, Hells сам по себе похож на оскароносное произведение мэтра: девочка пытается вырваться в собственный мир из чужого, наполненного существами (монстрами) разнообразных форм и размеров.
Но где "Призраки" показывают дотошную внимательность к мелочами, Hells несётся по рельсам как можно быстрее и дальше. Одна сцена сменяет другую, третья несёт в себе важный сюжетный поворот и так далее... Но такая насыщенность повествования совсем не утомляет, чётко выделенные сюжетные арки перетекают из одной в другую без искусственного сшивания.
Первая половина фильма периодически выплёвывает экспозицию, но, благодаря вышеупомянутым рельсам и постоянной смене событий, плеваться от этого не хочется. Это просто было необходимо.
Затем фильм перетекает из рассказа о мире "адового" ада в самокопания. Герои во второй половине Hells общаясь друг с другом обращаются напрямую к зрителю. "Первый шаг – это желать чего-то всем сердцем"; "Но одного желания мало! У тебя может ничего не получиться!"; "Пусть так, но попытаться идти к своей мечте всё же стоит"; "А если у меня не получится?"; "Неважно, получится ли. Главное – пытаться. Тем более, ты не одинок. Тебе помогут друзья".
Да, Hells – это не трэш и угар, кажущийся с первого взгляда. Ямакава вместе с Хиромото Синъити, автором оригинала, внесли в фильм смысл, актуальный для нынешнего поколения японцев (да и для подростков в целом).
Но главная тема подаётся слишком открыто. Благо подача идёт не только словами, но и действиями. И всё же действия эти всё равно воспринимаются слишком буквально. Вспомните, как мягко и бережно передана тема перехода Тихиро во взрослую жизнь, полную ответственности. Зритель всецело проникался и миром духов, и самой историей. По сравнению с Hells, это небо и земля.
Однако атмосфера берёт своё. Дизайн персонажей очень запоминающийся, некоторые герои – оммажи американской культуры. Не бойтесь, вы их точно узнаете. Безудержный стиль повествования, превращающийся в сюжетные "качели", каждые несколько минут переворачивает события вверх дном.
Стоит ли смотреть? Стоит. Hells – лёгкое аниме, за которым не жалко провести вечерок. Несмотря на то, что зрителю буквально выливают на голову и историю и устройство здешнего мира, и заложенный смысл, Hells способен РАЗВЛЕКАТЬ. А не ради этого мы и смотрим мультики?