Торжество гика.
Вторая работа новоиспечённой тогда студии Gainax и режиссёрский дебют легендарного Анно Хидеаки, Aim for the Top! Gunbuster служит неким камбэком после неимоверно дорогого, но провалившегося в прокате The Wings of Honneamise.
Мини-сериал повествует о Норико Такае, девушке, обучающейся на пилота боевых роботов. За время обучения и службы Такая пройдёт сквозь огонь, воду и медные трубы, обретёт хороших друзей, потеряет близких. Всё это мы видели уже не раз в других произведениях.
Признаюсь честно, в первой серии после сцены с Inazuma Kick я просто выключил Ганбастера, в одночасье заклеймив ходячим клише. И вернулся лишь спустя несколько месяцев. О чём не жалею.
Простенький сюжет и избитые (на сегодняшний день) характеры персонажей компенсируются огромной любовью аниматоров к космосу и роботам. Удивительно, как аниме 30-летней давности до сих пор сохраняет этот дух бескрайнего пространства, до сих пор отлично передаёт красоту далёких звёзд и туманностей. А трансформации и движения роботов, в частности самого Ганбастера, прорисованы с таким тщанием, что запросто можно разглядеть каждую деталь.
Хидеаки Анно предпринял попытку впихнуть мир Ганбастера в наши реалии, привнеся такие вещи, как кинематическое замедление времени. Если для героев миссия длится лишь несколько минут, то на корабле, их ожидающем, проходит полгода, а на Земле и того больше... Конечно же, невозможно разогнать тело до скорости света, но попытка удалась.
Также вскользь затрагивается тема человеческого пребывания в космосе. Нужен ли человек космосу? Что человек принёс за собой в далёкие звёзды? Заслуживает ли он?
Хоть персонажи и не удивят современного зрителя, испытания, через которые они проходят, трогают сердце. Каждая миссия – это гонка со временем. Чуть опоздал – и ты уже никогда не увидишь ни родных, ни близких. Переживания героев не кажутся надуманными, здесь нет драмы ради драмы.
Первый бой Такаи показывает её неготовность к настоящей борьбе. Страх перед неизвестным врагом поглощает её. А горечь потери друзей разрывает грудь.
Мечтая о звёздах, авторы также мечтали и о мультикультурализме. В этом мире и мужчины, и женщины равны, а все страны работают сообща для борьбы с общим врагом. Вид советских боевых роботов навевает приятную тоску :) Но всё же прослеживается дань моде: боевые костюмы девушек – это купальники с короткой маечкой.
Очень интересно обстоят дела и с интимными сценами. Иногда девушки предстают перед зрителем нагими, но это не обставлено в сексуальном ключе. Никто не шутит на похабные темы, даже не думает о них. Я вижу в этом шаге лишь попытку привлечения более широкую аудиторию.
Отдельно хочется выделить работу сейю. Особенно сейю Коитиро Оты, тренера девушек. Его твёрдый голос, его срывы на крик в критические моменты подчёркивают твёрдый, но скрытный характер.
Так всё же, причём здесь гик, и почему он торжествует?
Ганбастер совмещает всё, что нравилось японской гик-культуре тогда: гигантские боевые роботы, красочно поставленный экшн, физика мира, базирующаяся на околонаучной теории. И красивые девушки, трогательные сцены, оставляющие приятное послевкусие.
В Ганбастере можно увидеть множество вещей, которые впоследствии перекочуют в другие, более известные аниме. Но точка старта может быть только одна. И как хорошо, что она здесь.
Стремись к вершине! Ганбастер!