Оцените отзыв
Миры Макото Синкая всегда задевали во мне какую-то скрытую струну, пленяя своей неповторимой, болезненно-сладкой атмосферой. Аниме «Твоё имя» выглядит немного нетипичным на фоне других его произведений – это светлая и трогательная вещица, оставляющая на душе лёгкое послевкусие чуда. Но, тем не менее, она также несёт отпечаток авторского мироощущения, её нельзя назвать «лёгкой» или «уютно-ламповой».
Во время просмотра я неосознанно проводил параллели между данной работой и другим творением Синкая – «Пятью сантиметрами»; эти аниме перекликаются друг с другом внутренним мотивом разлуки, невозможности/неспособности героев быть вместе и какой-то глубинной, неутолимой грустью, сквозящей «между строк», но, несмотря на многочисленные – именно в психологическом, а не в сюжетном плане – сходства, они всё же существенно различаются. Данная рецензия будет попыткой провести сравнительный анализ этих произведений и облечь в словесную форму смутные ощущения, которые возникли у меня в ходе просмотра.
В «Пяти сантиметрах» герои проявляют себя как активные, действующие личности только в первой трети произведения. Разлучённые обстоятельствами, на которые не могут повлиять, они всё-таки изо всех сил стремятся к поддержанию контакта друг с другом: созваниваются, пишут письма и даже находят возможность для реальной встречи (невзирая на свой довольно-таки юный возраст). Впоследствии ситуация кардинальным образом меняется: герои взрослеют, и та ниточка непосредственного, живого участия, которая связывала их прежде, каким-то образом обрывается. Автор не уточняет, что именно между ними произошло, он лишь даёт понять, что былой связи уже нет, умалчивая о причинах разрыва. Таких причин может быть великое множество, но мне почему-то наиболее возможным, наиболее... соответствующим контексту произведения представляется вариант постепенного отчуждения, когда люди, физически находящиеся далеко друг от друга, со временем отдаляются эмоционально и психологически – усилий на поддержание отношений тратится всё меньше, и в конце концов они угасают окончательно. Повзрослевшего Такаки отличает высокая, на грани инфантильности, пассивность – он не пытается каким-либо образом возобновить контакт с Акари (хотя сейчас у него имеется для этого гораздо больше возможностей, нежели в те времена, когда он был младше), в нём вообще не ощущается какой-либо внутренней направленности – он производит впечатление «лодки без ветрил», дрейфующей по волнам без цели и смысла. Он пишет сообщения в никуда, учится, ничем, кажется, сильно не увлекаясь, затем ходит на работу, которая его не особенно интересует, и выстраивает – вернее, пытается выстраивать – отношения с девушками, которые ему глубоко безразличны. Формально Такаки не бездействует, однако его действия – это не активность, это бегство от самого себя, от своих реальных желаний и потребностей. Настоящей активности – той самой активности, которая побуждала его в ранней юности на поступки – в нём уже нет. Чувство пустоты и внутренней неустроенности снедает его, и в конце концов он увольняется с работы. Но какие его ждут перспективы? Герой, кажется, потерял всякую веру в то, что они у него вообще есть. Аниме заканчивается довольно смазанно, но оставляет отчётливое ощущение пронзительной, безысходной тоски. Синкай не даёт своим героям шанса на воссоединение, и такая концовка является вполне закономерной, если исходить из внутренней структуры произведения.
«Твоё имя» существенно отличается от «Пяти сантиметров» именно активной позицией персонажей: они оба заинтересованы в том, чтобы быть друг с другом, и оба прикладывают к этому максимум усилий. Я с искренним удовольствием наблюдал, как оживлённо развиваются их отношения во время обмена телами, как они совместными усилиями разбираются в происходящем и вырабатывают тактику поведения в сложившейся нестандартной ситуации, как слаженно мыслят и действуют, как обмениваются сообщениями и поддерживают друг друга. И подлинное восхищение у меня вызвало стремление Таки к реальной встрече, его настойчивость в поисках своего «партнёра по обмену», его горячее – и активное – желание переиграть ситуацию, когда он понял, что в действительности произошло с Мицухой. В этом аниме герои получают шанс на счастливый исход событий, и это опять-таки естественным образом вытекает из логики произведения: оба персонажа активны, включены в реальность и действуют, исходя из внутренних побуждений, а только такая позиция и позволяет стать творцом собственной судьбы. Именно этим «Твоё имя» отличается от «Пяти сантиметров» – наличием шанса, которого не было и не могло быть у Акари с Такаки. Даже в самом конце, когда персонажи забывают друг о друге, они сохраняют в своей душе эту неистребимую волю к действию, внутреннюю энергию и чуткую готовность к переменам. Может показаться, что Таки в дальнейшем проживает жизнь столь же бесцельно, как герой «Пяти сантиметров», но это не так – внутренне он остаётся активен, и, в отличие от Такаки, не собирается сдаваться. На последних кадрах я с замиранием сердца ожидал, позволит ли автор своим героям встретиться или продемонстрирует нам власть обстоятельств, которые, как это порой бывает в жизни, всё же окажутся сильнее. Оба исхода были в равной степени возможны и не перечеркнули бы внутреннюю логику произведения. Синкай решил не быть жестоким к своим через многое прошедшим персонажам, и они полностью оправдали мои надежды, с готовностью воспользовавшись предоставленным им шансом.
Вывод: чудесное, жизнеутверждающее аниме с интересным сюжетом и затягивающей, эмоционально насыщенной атмосферой, которое определённо стоит потраченного на него времени.
Дата публикации: 02.06.17