В 20-ом веке в среде детско-юношеской литературы был бум историй про молодых людей, идущих против тоталитарного правительственного строя. Начиная от "Приключений Чиполлино" и "Джельсомино в Стране лжецов", а заканчивая "Удивительным Волшебником из Страны Оз" и "Незнайкой на Луне". Пожалуй, в эту стезю можно добавить и Кэролловскую "Алису в Стране Чудес", хоть по большей части последнее данной темы касается лишь вскользь.
Не менее интересной темой в то время было и общество, и отношения детей друг с другом, то, как менялось детское мировоззрение благодаря внешним факторам. Таким был скандальный "Повелитель мух", таким был резнонансная в своё время в Советском Союзе "Республика ШКИД". Экранизацией подобного лейтмотива можно считать спорный отечественный фильм "Сволочи", рассказывающий про диверсионную группу подростков во времена ВОВ.
Япония также не обошла стороной данную тематику. В 1999 году Акитаро Дайти, занимавшийся до этого в основном только комедийными сериалами, снял по собственному сценарию культовый в узких кругах "Здесь и сейчас, там и потом".
Главный герой, Мацутани Шузо, в попытках спасти голубоглазую девочку попадает в параллельный мир. Здесь он сталкивается с тоталитарным режимом Короля Хамдо, диктатора, построившего милитаризированную империю. Хамдо разыскивает Лала-ру, девочку, способную управлять водой. В пустынном мире, где H2О находится в огромном дефиците, её способности могут помочь выжить тысячам людей.
Шу, как зовёт себя главный герой, – мальчик с непоколебимым характером. В Гелиовуде, стране Хамдо, он сталкивается с ужасной правдой этого мира, с эксплуатацией детского труда, с тотальным зомбированием оных. Хамдо с малых лет превращает мальчишек в послушных солдат, готовых умереть за его прихоти. Мальчишки же, в свою очередь, без зазрения совести терроризируют округи. Их давно перестали заботить нормы морали, лишь выполнение приказов ставится во главе угла.
Аниме по большей части трагическое, хоть и имеет вполне ожидаемый хэппи энд. Незавидны судьбы почти всех персонажей, кроме Шу. Здесь и женская трагедия, затрагивающая девочку Сару. Внутренние дилеммы Набуки, одного из солдат Гелиовуда. Безответная любовь и непреклонная покорность Абелии.
Автор почти напрямую говорит – ненависть порождает ненависть. Даже главный герой однажды срывается с цепей, не выдерживая того Ада, что творится вокруг. Порочный круг оказывается очень трудно разорвать, жертвы неизбежны в любом случае.
Мир в "Здесь и сейчас" напоминает карикатурный срез мира настоящего. Атмосфера вязкая, просмотр зрителю даётся с трудом. Мы видим, как могут быть жестоки дети к другим и к себе. Трудно найти в Японии произведение данного типа, возможно даже, что "Здесь и сейчас" – единственный в своём роде.
Так стоит ли смотреть?
Стоит. Как и большинство культовых аниме 90-ых, "Здесь и сейчас" ставит бессмертные вопросы, хоть и даёт на них наивные, но всё же правильные ответы.