Удивительный мультфильм от непревзойденного японского волшебника Миядзаки! Смотришь его и словно окунаешься в детство. В что то чистое и непорочное, словно в красочный сон, пахнущий медом и горячим молоком. Маленькая рыбка Поньо, наделенная невероятными силами тратит их на то, чтобы превратиться в человека и остаться с тем кого любит, со своим другом, мальчиком Сосуке. Непоседливая и веселая девочка словно срисована с другого персонажа мультфильма Миядзаки, с малышки Мэй из «Мой сосед Тоторо», но это только добавляет мультфильму приятной узнаваемости, как и вечная тема бережного отношения к окружающей среде, проскальзывающей в каждом его фильме.
С самого начала, когда рыбка только сбегает в человеческий мир, мы видим громадный траулер, ловящий сетью рыбу, а попутно и все что находится в воде, захватывая с живностью горы мусора, бутылок и упаковки. Эти же банки и бутылки мешаются под ногами Сосуке, когда он, спасая Поньо, заходит в воду. Похожие бутылки валяются на дне ручья в «Моем соседе Тоторо», когда на бегущую воду смотрят дети. Миядзаки показывает мир каким он есть - замусоренный и эксплуатируемый людьми, но в тоже время в каждом его произведении есть надежда, что все когда нибудь изменится и именно это делает его мультфильмы такими светлыми.
В «Поньо» вполне знакомый, реальный мир, с ворчащими бабушками из дома престарелых и автомобилями, газом и электричеством, бензиновым генератором и другими бытовыми мелочами, словно взятыми из книжки «Что есть что в доме для самых маленьких», и в тоже время где-то в глубине моря в странном доме, заполненным странными предметами, живет чудаковатый волшебник, непонятно добрый или злой (на самом же деле мы все знаем, что по настоящему злых персонажей в сказках Мастера не бывает), возящийся со странными кувшинами и разводящий рыбок с человеческим лицом, которые и не рыбки вовсе, а дочери Богини Моря. Но ближе к середине уже мало чему удивляешься. Даже плавающим у подножья дома Сосуке почти вымершим кистеперым рыбам с плавниками похожими на лапы и только тихо ахаешь про себя от восторга вместе с моряками, когда восхитительно красивая Богиня в окружении золотых светящихся рыбок проплывает под большим кораблем.
Мультфильм начинается как сказка о японской русалочке, но довольно быстро мотив ищущего маму Сосуке начинает преобладать и приходит понимание, что на самом деле это мультфильм о детях и детстве, о взрослении и преодолении трудностей. Когда Сосуке и Понью входят в туннель, сбоку от которого стоит каменный идол, сразу вспоминается еще одно произведение Миядзаки - «Унесенные призраками», тоже мультфильм о взрослении, полный аллегорий. Кажется, что все закончиться на грустной ноте, но на самом деле все будет хорошо. В конце концов, это же Миядзаки.