Оцените отзыв
Осторожно: рецензия содержит много текста.
Когда я закончил просмотр «Тригана», то поначалу испытал лёгкое разочарование – мне казалось, что подобная история могла бы иметь иной, менее тривиальный конец. Последняя серия напомнила мне стандартные концовки американских боевиков, где хэппи-энд знаменуется непременным убийством главного злодея. Осознание глубинного смысла, заложенного в таком банальном, на первый взгляд, финале пришло позднее, как озарение.
Основное отличие «Тригана» от голливудских боевиков-однодневок необходимо искать в личности главного героя. Вэш не имеет ни малейшего сходства с типичными главгерами – последние, как правило, не страдают от внутренних конфликтов, не слишком озабочены выбором методов, которые используют для достижения цели, и оставляют за спиной горы трупов, мало чем отличаясь в действительности от злодея, с которым столь активно борются. Вэш не таков, он обладает живым и необычайно ярко прописанным характером. Вообще, личность Вэша – одна из тех изюминок, которая делает аниме «Триган» по-настоящему уникальным. Вэш исключительно самобытен, я не припоминаю ни одного произведения с похожим героем (на ум приходит разве что Кеншин Химура из «Rurouni Kenshin» да Йо Асакура из «Shaman King», которые тоже оставались верными идее пацифизма). Но дело здесь даже не столько в пацифистских идеалах, сколько в самом характере Вэша. В масскульте очень распространён образ мрачного мизантропа, который стал таким волею обстоятельств, однако в глубине души остаётся ранимым и даже способным на нежность. Образ Вэша – полная противоположность этому довольно интересному, но ставшему крайне затасканным типажу. Вэш – человек, который на первый взгляд производит впечатление эдакого, мягко выражаясь, не обременённого интеллектом простачка. На второй взгляд он кажется легкомысленным, но добродушным и компанейским парнем с клоунскими замашками, специфическим чувством юмора и лёгкой придурью в виде гипертрофированной, почти умилительной слабости к прекрасному полу. И лишь на третий взгляд обнаруживается основное, мастерски скрытое за шутовским поведением ядро его личности – именно там, на самом дне души, разыгрываются подлинные психологические драмы, которые и делают этого героя столь ярким, живым и притягательным. Маска шута, которую он носит с очаровательной непринуждённостью, лишь оттеняет силу его глубинных чувств. Впрочем, говорить о его манере поведения лишь как о маске не вполне корректно – в Вэше нет той фальши, которая заставляет уязвимого в глубине души мизантропа казаться в разы циничнее, чем он есть на самом деле. Скорее, в данном случае имеет смысл говорить о разных уровнях личности, разных её аспектах. Легкомысленный и дурашливый Вэш – такой же настоящий, как и Вэш серьёзный; притворства, если понимать это слово в буквальном смысле, как нечто наносное и неестественное, в его поведении нет, оно лишь варьируется в зависимости от ситуации. Эта искренность – ещё одна черта, которая подкупает в Вэше. Чувствительность и умение реагировать на горе искренними слезами не выглядят в нём нелепо и не отталкивают – они столь естественно и органично проистекают из его характера, что это совершенно обезоруживает, заставляя ещё сильнее сопереживать герою и проникаться к нему большей симпатией.
Если проанализировать финал истории, исходя из личностных особенностей Вэша, становится ясно, почему всё должно было закончиться именно так и никак иначе. Противостояние Вэша и его брата Найвса – это противостояние двух противоположных идеологий, двух полюсов. Идея сама по себе не нова, впечатляет скорее её подача в «Тригане». Конфликт между братьями постепенно обостряется и ближе к концу сериала достигает пика, переходя так называемую точку невозврата. Если бы он разрешился сам собой, при помощи каких-либо третьих сил (к этому трюку как раз очень любят прибегать в голливудских фильмах), я бы разочарованно пожал плечами и записал сериал в разряд средненьких. Но разработчики не щадят героев – выбор предстоит делать им, и ответственность за последствия целиком и полностью ляжет на их плечи. Вэш принимает решение – он спасает человечество от гибели, убивая брата. На первый взгляд может показаться, что эта победа мнимая, ведь герою пришлось предать свои принципы, нарушить заповедь, которую он прежде твёрдо отстаивал – «не убий». Но, начиная глубже разбираться в ситуации, осознаёшь, что победа Вэша вовсе не была формальной. По сути, Вэш и Найвс олицетворяли собой две гротескные, доведённые до абсурда крайности: один руководствовался принципом «всех спасти», другой – «всех убить». Обе позиции едва ли можно назвать жизнеспособными – они одинаково неадекватны и нереалистичны. Если бы аниме закончилось так, как я неосознанно ожидал – победой Вэша без братоубийства, – оно потеряло бы весь драматический накал и превратилось в очередную сахарную сказку, оторванную от действительности. Но в «Тригане» реальность не даёт о себе забыть, и Вэшу в итоге волей-неволей приходится посмотреть ей в глаза. Вэш побеждает не потому, что он убивает брата, а потому, что ему достаёт мужества пересмотреть свои убеждения, отказаться от несовместимых с реальностью иллюзий и прийти к разумному балансу. Не это ли означают его слова, сказанные перед решающей битвой с Найвсом – «Я больше не ошибусь»?
Не последнюю роль в духовном перерождении Вэша сыграл Николас – священник с весьма неортодоксальными взглядами, который должен был стать ему врагом, а вместо этого стал другом и даже в каком-то смысле наставником. Именно Николас был приверженцем наиболее трезвой, не противоречащей реальности позиции, олицетворяя собой так называемый «здоровый гуманизм», и именно его влияние помогло Вэшу впоследствии принять непростое, горькое, но единственно верное решение.
Аниме оставило очень сильное впечатление. Начинаясь как комедия, оно постепенно набирало обороты и затягивало всё сильнее. Это вещь не на один раз, вещь многослойная, с глубокой и неоднозначной символикой, довольно «вкусная» в интеллектуальном плане. Не жалею времени, которое на него потратил, и явно ещё не единожды буду к нему возвращаться.
Дата публикации: 01.02.17