Самолеты - проклятая мечта, они ждут, когда их поглотит небо.
Не просто очередная работа Хаяо Миядзаки. Помимо биографии японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси, автор вложил в свою работу и чуточку своей истории. Это очень глубокое произведение, заставляющее задуматься над многими вопросами, о которых люди стараются молчать.
Фильм повествует о юноше, еще в детстве создавшем хрупкий образ своей мечты, и шедшем уверенными шагами к ее материализации. Молодого Дзиро всегда привлекало небо, во сне и наяву он грезил о нем, его манила легкость самолетов, с которой они совершают свои маневры в небе. Однажды полюбив летательные устройства, он уже не расставался с этой любовью. Хаяо Миядзаки, кстати, тоже еще с детства полюбил летательные аппараты (да и смог ли человек, не любивший их, нарисовать такую историю?). Дзиро шаг за шагом шел к своей цели, усердно работал, и вскоре методом проб и ошибок его мечта материализовалась. И вот Дзиро стоит на поле "Королевства снов", откуда 10 лет назад запустился механизм по материализации его мечты. Только теперь Дзиро сравнивает его с "преисподней" или "королевством мертвых". Словно сам себе задает вопрос: "А ты хорошо прожил эти десять лет?" То, что герой видит на том поле, выражает его внутренний камень, под тяжестью которого ему приходилось творить все эти годы - груз морального выбора. Что принесла миру его мечта?
У Дзиро был огромный талант, упорство, красивая мечта, а главное, бесконечная любовь к собственному делу. И наш герой создает самолеты, не для войны, не для получения прибыли, а для красивой мечты, потому что этого хочет его сердце. Все это - красивые слова. Но что, если абстрагироваться от них, и посмотреть на ситуацию с другой, темной, стороны. Ведь даже самые яркие мечты отбрасывают тень. И что мы увидим в этой тени? Дзиро, упорно идя к своей мечте, создал удачный самолет, а точнее истребитель. И эти истребители полетят на тысячи километров, чтобы разрушить дома, города других стран, отберут жизни миллионов людей, и потом сами останутся на этом кладбище, не вернувшись назад. Эта проблематика, извечный вопрос войны и мира, не бросается в глаза зрителю, он скрыт за мирным голубым небом, за смехом людей, но его невозможно не заметить.
Хаяо Миядзаки - действительно великий мастер своего дела. Он также упорными шагами шел к своей цели, и вот, его "десять лет творчества" подошли к концу. Но это не значит, что его творческий путь окончен. Даже если мир больше не увидит его работ, он не перестанет творить для себя и своих близких.