Оцените отзыв
Что есть «Империя трупов»? Фантасмагоричный фанфикшен, где каждая строка, каждый образ – глубоко вторичен. Эта история – гипертекст, в который вплетены надежды и чаяния людей на рубеже XVIII-XIX веков: дойти до вершин технического прогресса и укротить смерть. По ироничному замыслу маэстро Ито Кэйкаку, это отчасти удалось. Люди научились оживлять мертвецов и использовать их как универсальный инструмент на войне и в торговле. Рынок наводнила почти бесплатная рабочая сила, которой не надо есть и содержать семьи, которая не будет бастовать и жаждать лучшей доли, зато готова нести любой груз и уничтожать любых врагов.
В этом Некрополисе живет главный герой – Доктор Ватсон (не имеющий никакого сходства с оригиналом, но зато похожий на Виктора Франкенштейна), который воскрешает своего умершего друга и нарекает Пятницей (метафора одиночества заходит в историю в первые несколько минут). Доктор Ватсон хочет найти записки Виктора Франкенштейна (вы уже понимаете иронию автора?) и его первое возрожденное чудовище, чтобы узнать секрет возвращения души в труп. Ватсон одержим идеей вернуть себе умершего друга, и ради этого пойдет на все.
К счастью, очень скоро он находит себе компанию из людей (и почти людей), у которых наличествуют приблизительно общие с Ватсоном цели. И чем дальше идет сюжет, тем больше клюквы видит читатель. Ощущение, что Ито Кэйкаку просто берет случайные книги, пока пишет свое произведение, а потом - сценарий, выхватывает каких-то случайных персонажей и добавляет в текст. Например, в историю затесались персонажи из романа Достоевского «Братья Карамазовы», но в таком диком и искаженном виде, что у любого человека, знакомого с первоисточником, волосы на голове зашевелятся. Например, Алеша Карамазов у Достоевского – праведник на земле, чистая душа, бегущая от любого преступления и любого зла. В «Империи трупов» это помешанный на поиске души маньяк, который забыл, что хочет сделать, увлекшись вырезанием людей в маленьких горных деревушках. В первоисточнике Алеша Карамазов имел тесную дружбу с неким Колей Красоткиным, чтобы спасти умирающего мальчика Илюшу, и этот мотив Ито Кэйкаку «вбросил» в «Империю трупов», развратив их связь и смысловое содержание этой связи. И что ни персонаж, что ни устройство, что ни война – все позаимствовано из всемирной истории и литературы, извращено, переписано и подано, как последняя истина. Такое глумление над первоисточниками действительно тяжело вынести, и по этой причине моя рецензия не может быть до конца объективна.
Знакомым с каждым фрагментом истории, упомянутой в «Империи трупов», с каждой вещью и с каждой теорией, будет неиллюзорно больно смотреть на то, что наворотил Ито Кэйкаку. Однако со временем к этому можно привыкнуть и даже начать воспринимать с юмором. Например, очень забавна секундная сцена, где несколько мертвяков тянут корабль. Просто «Бурлаки на волге» в исполнении зомби. Еще один яркий и почти смешной эпизод: британские солдаты хлещутся с османской армией где-то в горах (!!!). Причем бой рода «стенка на стенку» идет сугубо при участии мертвецов. Эти истинные зомби в красных мундирах и чалмах рвут друг друга, жрут друг друга и кое-как стреляют друг в друга. Никакой динамики нет – вялое ползанье мух на обглоданном трупе. Ах да, эти мухи тоже трупы.
Что сказать о верховной концепции этой истории? Она лишена логики. В какой-то момент зритель рискует поймать себя на том, что он не понимает, что происходит. Каких взглядов придерживается каждый из персонажей? Как они запустили верховную вундервафлю? Как вообще все закончилось так, как закончилось? Нет, в «Империи трупов» Ито Кэйкаку не разменивается на логику. Логика для слабаков! Главное – душа!
И графика этой истории превосходна. Дизайн персонажей выполнен с душой, черты характера у живых прописаны и «отрисованы» оптимально. Если бы не один промах: некоторые герои не являются людьми, жалуются на то, что им не доступны эмоции, но при этом имеют вполне человеческую мимику, способны на печаль и саморефлексию. Как? Как можно так облажаться?
Аниме отличается и превосходной музыкой, хотя нельзя назвать ни одну тему заглавной. Просто мелодии идеально ложатся на картинку, дополняя ее. Очень хороши «звуковые эффекты», такие как щелканье шестеренок и зубчиков, чтение перфокарты и едва слышный звон внутри головы трупа, когда он что-то анализирует. Это и жутко, и прекрасно.
Подводя итог, скажу, что «Империя трупов» - необходимый опыт для всех, кто склонен к интеллектуальным книгам и фильмам, кто любит подумать над историей, пусть и откровенно бредовой на первый взгляд. Магия «Империи трупов» не в сюжете, а в деталях, в неожиданных ходах, которые продумал автор, в некоем подкупающем символизме. По крайней мере, вы можете попытаться взять эту высоту.
Дата публикации: 09.10.16