Почему аниме так называется и почему у него нет дословного перевода на русский? Во-первых, это отсылка к моменту, где герои смотрят на закат все вместе в будущем. В манге цитата дословно звучит так: «Мы плакали не потому, что закат был прекрасен. Мы плакали, потому что Какеру мог любоваться им с нами». В аниме, насколько я помню, в этот момент добавили больше эпитетов о том, что небо было оранжевым. Во-вторых, это отсылка к моменту, в котором Нахо пьёт апельсиновый сок, купленный ей Какеру: «Он был сладким и одновременно кислым. Болезненно печальным на вкус». На этом чувстве завязались взаимоотношения Какеру с компанией. Радость общения с Какеру и того факта, что он жив, шла вперемешку с накатывающим чувством горести и переживаний за него, за его чувства и его жизнь. Такой смысл своему названию нам пытался передать автор. И у него получилось, чего уж там.
Я слежу за выпуском манги очень долго. Я скроллила все блоги Такано Ичиго. Я вселяла в читателей надежду в своей группе в смутное время, когда продолжение манги стояло под вопросом, ведя публичный отсчёт. Это довольно сильно отразилось на том, как закончилась манга и каким вышло аниме. Но обо всём по порядку.
Сюжет. Стало модно, однако, в этом году экранизировать аниме, связанные с разного рода тайм-тревелами. Самые нашумевшие — это «Erased» и «Re:life». Все три произведения, включая «Orange», получили широкую огласку и не остались незамеченными никем. Дело в том, что тема тайм-тревелов — довольно беспроигрышный вариант, так как тема всегда актуальная, неоднозначная, но всегда любопытная. Чего только «Steins;Gate» стоят. Однако, если вы наткнулись на этот тайтл и заинтересовались конкретно этой темой, то не ждите от этого аниме каких-то теорий и объяснений. Нет, это не псевдонаучная фантастика, как «Врата», и даже объяснения "для галочки", как в «Релайфе», вы не получите. Здесь, как и в «Городе, в котором меня нет», в центре внимания вовсе не это. Тайм-тревел здесь — это просто двигатель сюжета. Сам сюжет удивительно тривиален, однако, наверное, пока что это уникальная в своём роде вещь, и в этом — самая главная прелесть этого аниме.
Касаемо каких-либо невероятных сюжетных поворотов... не будем раскрывать все карты тем, кто ещё не смотрел. Просто скажу, что аниме не о том. Не о невероятных сюжетных поворотах. Дело здесь вовсе не в какой-то интриге, в динамичности развития событий и всё такое. Здесь ключевую роль играют герои, взаимоотношения между ними, их переживания. Психология, проще говоря.
Ну и хочу добавить, что отступления от событий манги здесь минимальны. Лично я их вообще не заметила. От начала и до самого конца, то есть с таким противным ощущением недосказанности нас в итоге не оставят, несмотря на то, что серий на аниме выделено совсем немного. Так что тем, кто читал мангу и кому она понравилась, будет на что посмотреть в аниме и они не разобьют себе лицом фейспалмом. Кстати говоря, это вторая прелесть этого аниме — оно завершённое! Такая редкость в наши годы!
Герои. Все знакомые, смотревшие это аниме, в унисон говорят одно и то же — главные герои — Нахо и Какеру — вышли в итоге самыми шаблонными и какими-то пассивными героями. Они не плохие, их раскрыли, в принципе, больше, чем всех остальных, но в них чего-то не хватает. Не хватает изюминки, как у их друзей. Как у Сувы, как у Азу, как у Хагиты, даже как у Такако. Да, у всех их четырёх друзей есть какая-то изюминка и во внешности, и в харизме. Нахо и Какеру же вышли самыми что ни на есть обычными японскими школьниками. Может, в этом и была задумка автора? Поместить совершенно обычных героев в такую необычную ситуацию и показать, как они будут её разруливать? Даже если так, то свой неприятный осадок это оставляет. Порой приходилось дико фейспалмить с их типичных ОЯШных проблем и задвигов.
На этом негатив заканчивается. Что ни говори, но герои в аниме всё-таки не разочаровывают. Из-за вышеописанных проблем с мангой толком не раскрыли таких классных героев, как Азу, Хагита, Такако и Сува. Но одной харизмой они приковывают к себе внимание и вызывают симпатию, а это много стоит! Они не выглядят пустыми, второстепенными и добавленными для галочки. Они не стоят столбом и не повторяют друг за другом в ответственный момент. Когда надо, они проявляют свой характер.
Не спешим также разочаровываться в главных героях. В защиту Какеру можно сказать то, что причины его пассивности и депрессивности чётко поясняются. В общем-то, в том, что он вырос таким, виноват конкретный человек, но не будем углубляться. В защиту Нахо сказать даже нечего, она просто наивная школьница. Но то, что отличает именно этих героев, это то, что они заметно развиваются. За такое небольшое количество экранного времени нам, в принципе, очень даже хорошо показали процесс взросления Нахо и Какеру как личностей, и это третья прелесть этого аниме. Нахо очень, очень старается. Я бы даже сказала, что это, наверное, такая многоходовочка от взрослой Нахо: её наивность и доверчивость в итоге сыграла ей только на руку. Она без особых сомнений поверила тому, что написано в письме, и следовала всем указаниям. В свою очередь Какеру всё аниме показывает нам, как ломает себя, метаясь из стороны в сторону, пытаясь решить самую сложную дилемму в своей жизни: достоин ли он быть счастливым? Для него счастье, как тот же апельсиновый сок, вместе с его сладостью каждый раз напоминает о его грехе, который взвалила на него мать. Может, в своих поступках он изначально может показаться эгоистом, но в душе он больше всего на свете боится снова сделать больно тем, кого любит. Письмо помогает героям показать Какеру смысл жизни, как бы глобально это ни звучало, и сделать правильный выбор.
Общая визуальная составляющая. Это достойно отдельной похвалы. Опенинг вышел на удивление приятным и запоминающимся, чего не ожидала для такого статичного сёдзё. Графика и бэкграунды этого аниме — это четвертая прелесть этого аниме. Без прикрас скажу, что они выполнены просто на высшем уровне и передают общую атмосферу даже лучше, чем манга! Школа, парки, улица — всё выглядит живым засчёт — удивительно — живых героев второго плана! Одноклассники могут на фоне разговаривать о чём-то своём, да так, что про них уже хочется написать отдельную главу истории; на смотровой площадке парочка смеётся над тем, как Нахо возмущается, что Какеру сфотографировал её, пока она не видела; парни, которых Нахо не раз будет расталкивать на бегу на протяжении всего аниме, строят недовольные лица и корчатся от ушиба. И прорисованы эти герои так же хорошо, как и главные. И мимика у них такая же живая. Это первое аниме, в котором я вижу, как хорошо показаны нарисованные стрелки, как у Азу! А каков был мой восторг, когда мимоходом, когда Сува копался в телефоне, так хорошо прорисовали, как он скроллит какой-то текст в браузере в телефоне, господь бог! Да, чёрт возьми, такие мелочи действительно делают атмосферу аниме! И я не могу припомнить ни одного тайтла на своей памяти, который может похвастаться тем, что так живо её передал. По этому критерию это аниме теперь просто в топе моих топов. Даже графодр... самых придирчивых ценителей графической составляющей аниме «Орендж» должен заставить пищать от восторга, как девочка, своей проработанностью до мелочей. Правда, есть всё же косяк, характерный для абсолютного большинства аниме: серии с 8-9 художники начали откровенно халтурить на детализации и адекватности анатомии персонажей, но даже так оно остаётся восхитительным. В «Гуррен-Лаганне», попрошу заметить, халтурить начали на третьей серии из двадцати семи, и ничего! Думаю, те, кто в это не всматриваются так, как я, даже не заметят разницы.
А как человек, прочитавший до этого мангу и сильно переживающий за то, как в этом плане будет выглядеть экранизация, скажу, что аниме стократно превысило мои ожидания.
Пожалуй, пора делать какие-то общие выводы. Примечательно то, что многие мои знакомые, которых жанр сёдзё не прельщает в принципе, зацепились за это аниме и, несмотря на то, что это всё же вышло сёдзё в чистом виде, нисколько в нём не разочаровались. По-моему, это очень, нет, очень даже показатель годности. «Орандж» как минимум просто приятно смотреть засчёт последнего отмеченного мною пункта. Персонажи в нём классные и живые, главные герои развиваются и заметно взрослеют, аниме логически завершается, просто праздник какой-то, честное слово.
Оценочку я снизила, пожалуй, только за косяк с рисовкой в 8-12 сериях. Ну и за слёзы, да, их тут много, и они не всегда уместны. Да, сёдзё, но перестарались откровенно. Хотя тоже прощаемо, хотя бы за счёт того, что меня тоже моментами пробивало на слезу, а я ведь не в первый раз наблюдала это всё. Ни в коем случае мимо тайтла нельзя проходить тем, кто читал мангу, кто любит жанр сёдзё и кто отличается высокими требованиями к графической составляющей аниме.