Оцените отзыв
«Прощай, мое «я».
«Прощай, моя душа».
«Хотя мы никогда не встретимся снова, прощай».
В борьбе со своей природой человек доходит до собственного уничтожения.
Есть немало антиутопий с таким сюжетом, но чаще всего эту идею продвигают японские фантасты. Мир будущего не страшен высокими технологиями, безграничными возможностями для всех наций и народов, не вечностью, которая могла бы кончиться войной за ресурсы и массовыми смертями от голода и оружия себе подобных. Будущее страшно тем, что наука обязательно влезет в сознание человека и докажет, что «душа», «воля» и «личность» как таковые всего лишь зависят от системы мотивации и вознаграждения, от естественной программы нашего мозга. И ничего кроме этого в человеке нет. Все остальное – красивая обертка, которая легка поддается и лекарствам, и окружению, и катастрофам всех уровней.
Мир полнометражки «Гармония» достиг всех благ антиутопии Олдоса Хаксли и всех форм контроля «Психо-паспорта», только вместо «Сивиллы» за людьми наблюдают тысячи филиалов «admedicstration» (медадминистраций), которые связаны с полицией и службой безопасности. Благодаря ученым эта сеть принудительных лечебниц внедрила почти в каждого жителя мира «Око» – сложный комплекс систем, куда входит «дополненная реальность» (или глубинная реальность), куча датчиков контроля за системами жизнеобеспечения человека, а также ряд генетических программ, которые блокируют старение, рак, склонность к ожирению и другие вредные для организма влияния. В идеальном мире медадминистрации следят за состоянием каждого человека, за его весом и ростом, за состоянием его психики и уровнем его этики. Каждому предписывают установленные нормативы по обучению, социализации, а здоровый образ жизни доведен не просто до культа, а стал единственной нормой существования. Естественно, в этом мире запрещено самоубийство, сигареты, наркотики и алкоголь.
Однако контролю подлежат только взрослые. Дети и подростки пока отданы на откуп родителей, их тело неприкосновенно, и они пока не являются «общественным ресурсом» с колоссальной ответственностью хранить свою жизнь и заботиться о ней.
В этом прекрасном мире живет странная девочка Миаха, которая грезит о самоубийстве. Для нее существование в «здоровом обществе» – посягательство на ее свободу, на ее способность выбирать и быть здоровой, старой или несчастной. Но Миаха не просто подросток, чьи гормоны лишают ее всякого чувства самосохранения. Миаха идейный нонконформист, способный цитировать труды Фуко и часами рассказывать о классической западной литературе. Она скрупулезно вылавливает старинные, забытые всеми тексты в сети, а потом печатает книги для собственного пользования.
И никого бы эта девочка не интересовала, если бы однажды она не подговорила двух других школьниц – Туан и Киан, – чтобы совершить групповое самоубийство. Миаха взламывает одну из медицинских станций, готовит самопальные таблетки, способные убить кого угодно сходу, и раздает подругам. В итоге план удался только для самой Миахи – Туан откачали, а Киан даже не пробовала убить себя.
Спустя тридцать лет повзрослевшая Туан, вступившая в организацию «Спираль» (этакий спецназ от Всемирной организации здравоохранения), попадается на контрабанде. Работая на границе идеального мира девушка вместе с подчиненными подторговывает медикаментами с местными кочевниками, покупая у них вино и сигареты. Глава «Спирали», недовольная ее поведением, отправляет Туан домой, в ненавистную Японию, где «здоровое общество» осуществляет самый жесткий контроль над личностью. По дороге Туан вспоминает о случае с Миахой, сожалея, что не приняла смерть с помощью этой странной, но сильной личности. В Японии она встречается со знакомыми и родными, как вдруг становится свидетелем террора, направленного на «здоровое общество» – массовые самоубийства. В один день более 6 тысяч человек попытались наложить на себя руки, и половина попыток оказалась успешной. В итоге Туан начинает собственное расследование, обнаружив в действиях неизвестных философию Миахи, которая, вероятно, оставила приемника после своей смерти…
Сразу скажу, что эта история заканчивается достаточно неожиданно и несколько непонятно. Многие зрители уже отметили странную или раздражающую концовку, однако, если подумать, решение сценаристов было самым логичным и самым жутким. Концовка воспринимается как удар, которого совсем не ждешь и вообще не понимаешь. И особенно это трудно понять тем, кто вырос на Достоевском и его идее, что разум отдельно, а душа – отдельно и вообще в руках божьих.
В аниме присутствует легкий седзе-ай, и он совсем странно смотрится в конце истории. Но если вспомнить, насколько трудно японцы выражают свои чувства и говорят о любви, то все встает на свои места.
Сама полнометражка базируется на одноименном романе известного писателя-фантаста Кэйкаку Ито (настоящее имя Сатоси Ито), который успел прославится благодаря «Органу геноцида» и «Империи трупов». Сам роман «Гармония» был признан лучшим японским научно-фантастическим произведением в 2014 году по версии Hayakawa's S-F Magazine.
Конечно, экранизация не пропустила многие важные идеи автора, и, скорее всего, показан лишь костяк истории (судя по английской версии романа, сюжет был отражен почти полностью), но и этого зрителю будет достаточно. Остальное за вас сделают те же труды Фуко и критика современного общества в исполнении неомарксистов и Жана Бодрийяра в частности. Но именно «Гармония» – хороший способ быстро и доступно объяснить все, что нужно, насчет человеческой самоидентификации, свободы личности и необъяснимой воли ее же к смерти и человечности.
Но зрителю повезло вдвойне: для хорошей истории сделали очень годную упаковку, которая демонстрирует чудеса синтеза 2D и 3D анимации. Почти бесшовные переходы одной графики в другую, прекрасный дизайн локаций и персонажей действительно завораживают. Кроме того, уважая автора оригинала, сценаристы и концепт-художники полнометражки постарались почти не добавлять никакой «клюквы», изображая другие страны и континенты. И горы в Чечне, и хитросплетенные улочки Багдада вполне себе аутентичны, хоть и выполнены схематично.
Правда, российского зрителя как всегда заденет упоминание русских солдат в негативном ключе (конфликт частично построен на жестокости именно русских), но автор просто решил использовать застарелый военный конфликт 90-х годов, одну из горячих точек прошлого, предполагая, что в будущем противоречия все равно вскроются, а не потому, что хотел позлить российскую аудиторию (роман никогда не переводился на русский, а до его экранизации сам Кэйкаку Ито не дожил, погиб от рака). Но если отнестись к этому факту разумно, то можно понять, что в качестве той силы, что решает судьбу героев, может оказаться какой угодно народ, любой военный конфликт и любая катастрофа с массовыми жертвами, то негатив отпадает. Просто таковы детали повествования, придуманные автором.
Прекрасную картинку дополняет и хорошо продуманный саунд-дизайн. Ни разу не было чувства неуместности происходящего, хотя треки, записанные для аниме, почти не выделялись, оставаясь хорошим, но почти бесцветным фоном. Думаю, это говорит о мастерстве звукорежиссера, который помог создать атмосферу, но ничем не нарушил ее аутентичности. Во главе угла – авторская история, мысли и чаяния Туан, и им не нужно никакого сопровождения.
Подводя итог, я хочу сказать, что «Гармония» – очень достойная работа по очень крепкой истории. Она сравнима с «Психо-паспортом», и в то же время превосходит эту антиутопию. Если в мире «Сивиллы» есть еще какая-то надежда, то в «Гармонии» царит полная покорность, от которой пробирает дрожь. И этот зрительский опыт, я думаю, стоит пережить каждому.
Дата публикации: 15.08.16