Аниме «Город, в котором меня нет» из тех вещей, что нравятся «вопреки», потому что минусов ну просто до чёрта. Изначально меня привлекло название, а точнее его философский подтекст и явный намёк на драматичность в сочетании с мистикой. Поэтому и начала смотреть, но… чем дальше в лес, тем больше удивляешься нелогичности и откровенной нелепости происходящего: на экране творится какая-то дичь, а тебе, чёрт возьми, нравится! Но давайте обо всём по порядку.
Сюжет больше всего остального поразил своей противоречивостью. Начну с того, что путешествия во времени лично мне безумно надоели, но здесь они оказались как-то к месту. Возможно, потому что их смогли подать правильно, ненавязчиво, не акцентируя внимание на происходящем и не устраивая псевдодраматичную ситуацию «Господи, я попал в прошлое, что делать, дай-ка я начну паниковать по этому поводу на пару серий!». Здесь мистика идёт на втором плане, а главным жанром выступает детектив. Но, увы, тут-то и начинаются основные косяки. Расследование высосано из пальца. Никакой Большой Игры умов, как в той же «Тетради смерти», вы не увидите. Кто убийца я поняла после первого же его появления. Собственно говоря, особой изощрённой ловкости в его действиях не было, как и мрачной колоритности, присущей качественным негативным героям. Так что антагонист вышел каким-то бледненьким, среднестатистический убийца, так сказать. Умный, изворотливый, но до неуловимого, леденящего кровь маньяка не дотянул. Даже псих он какой-то понарошечный, хотя, если брать во внимание его мотивы, с головой у него явно беда. Впрочем, быть может, так оно и лучше - штампа абсолютного зла тут не было, что придало реалистичности (попутно уменьшив накал). Вообще, детективная часть вышла слабая. Много логических ошибок, предсказуемости. Слишком много ситуаций, которые можно было разрешить простым диалогом или каким-то очевидным поступком, но нужно же вставить хоть какие-то палки в колёса гг, вот и создавались проблемы из ничего. К слову, главный герой (Сатору Фудзинума) тоже вышел незаконченным. Сценаристы то ли не посчитали нужным продумывать мелочи, то ли забыли придать серьёзности деталям и последствиям его «возрождения». 29-летний мужик в облике 11-летнего мальчика, ну! Здесь же такие психологические игрища замутить можно было. Но возможность кощунственно упустили, даже не пояснив, какая именно личность была у пацана. Мужчины из будущего? Отлично, но что ж он тогда так по-детски поступает-то постоянно? Мыслит по-взрослому вроде бы, но ошибки, невнимательность к происходящему, неуместное ребячество – всё это просто убивает, как и диалоги с друзьями. Слишком неправдоподобно для взрослого мужчины краснеть, строя дружбу со «сверстницей», которая на 18 лет младше. Такие недочёты можно объяснить только тем, что от ребёнка там было не только тело, но и психология. Однако эта тема проигнорирована, а потому все заключения остаются домыслами. В целом, скажу, что детектив хоть и слабый, но мне понравился. Умом-то понимаю, что недотянули от слова «совсем», но смотреть было интересно, если не анализировать. Вместо интриги «кто убийца» здесь постоянно крутился вопрос «чем же это всё закончится?». Немножко спойлерну. Я изначально была уверена, что мальчишка всех спасёт, но до последнего не предполагала такого конца. Последние серии у меня стойко ассоциировались с фильмом «Эффект бабочки». Здесь главный герой, конечно, заплатил меньшую цену за спасение всех, но по факту стоимостью счастья друзей и матери стали его собственные 15 лет жизни. Конечно, с учётом того, что он как бы уже прожил до 29 в первый раз, это не самая большая потеря, но у меня всё равно язык не поворачивается назвать конец хэппи эндом. Успешный, ибо все живы, да, но как-то не хэппи. В общем то, что нужно, этакое вымученное счастье с привкусом грусти от потерянного времени и от того, что навсегда останется в памяти, но чему нет места в очередной новой реальности. Впрочем, в конце Сатору-мангака всё же смог выразить себя и написал что-то стоящее, а значит, он всё же нашёл себя и своё место в мире. Здорово, если так. Детективная же часть финал снова подпортила. Слишком всё просто развязалось: преступника, которого не могли вычислить кучу лет, нашли за пару часов. Видимо, потому-то, что всё так легко сложилось, сценаристы добавили философии, благодаря чему атмосфера и приобрела какую-никакую логичную законченность. Легенда о Будде, решившем помочь грешнику выбраться из преисподней, но передумавшем, увидев его эгоистичность, оказалась единственным, над чем действительно стоит поразмышлять. Параллель с историей жизни самого убийцы и его взаимоотношениями с Сатору весьма интересны, как и смех в самом конце. Отнюдь не смех злодея. Смех человека, с плеч которого, наконец, упал тяжкий груз – клеймо грешника. Нить убийств оборвана, больше не нужно играть предназначенную ему роль, губя людей. Глубоко и удивительно правильно, если на минутку задуматься и путём несложных параллелей понять. Если бы не эта часть я бы назвала личность убийцы нераскрытой, но в последние минуты всё встало на свои места. Считаю это огромным плюсом.
Теперь что касается второстепенных героев. Им уделили достаточно внимания, раскрыв каждого, насколько это было возможно. Мать Сатору понравилась больше всех. Удивительно проницательная, понимающая и любящая сына женщина. Сначала я восприняла её иначе. Вообще, взаимоотношения родителя и ребёнка здесь переданы очень тонко и трогательно. В свои 29 Сатору словно забыл, какой заботливой может быть мать, и насколько сильно он её любил когда-то. А ведь со всеми нами рано или поздно происходит такое. Взросление, отгораживание от семьи, самостоятельность, граничащая с отречением от прошлого. Со временем забываются прежние нежные чувства к тем, кто тебя вырастил. Здесь это не настолько явно, но чувствуется. И вот вечный парадокс – напомнить своему сердцу про любовь к матери Сатору помогает лишь её смерть и последующее «воскрешение» образа Мамы, к которому он, будучи 11-летним мальчишкой, давно привык. Сразу появляется искренняя благодарность за заботу, которую раньше он принимал как должное. Сейчас всё иначе, ребёнок с мыслями взрослого лучше всего понимает, насколько дорога ему мать. Друзья в аниме также весьма… верны и преданны. Дружба у них настоящая, с большой буквы. И это, конечно, классно, но вот проблема – не реалистично. Увы, в жизни так не бывает. Я не пессимист, но и в такую всепоглощающую любовь, понимание и мудрость детей не верю. Будем откровенны, дети, в силу своего возраста и непробиваемой искренности поступков, вообще зачастую жестоки и равнодушны. Здесь же они слишком уж идеализированы. К тому же вызывает сомнения тот факт, что все так просто поверили в призрачного маньяка, про которого твердил Сатору, когда и убийств-то ещё не было. Пусть это была в какой-то степени лишь игра в детективов, но одно дело её принять, и совсем другое поддерживать столь длительное время. Игры имеют свойство наскучивать или вовсе пугать, когда они переходят границы забавы, а дети остаются детьми. Если конечно в них не живёт 29-летний мужик, а таковой, насколько я понимаю, был только один. Отдельно отмечу, что в конце меня очень порадовала судьба Каю. Она не стала разыгрывать трагедию вокруг комы друга, как в старых добрых «Беспокойных сердцах», а продолжила жить. Это было как раз реалистично. Хотя в жизни, разумеется, пробуждение Сатору было бы более слезливым, но лучше уж так, чем очередная гипертрофированная драма. К слову, слава богу, что обошлись 12 сериями. Думаю, растягивание на 24 ни к чему бы хорошему ни привело. Разве что детективную часть бы более захватывающей сделали.
Рисовка годная, люблю такую. Не слишком ярко, но и не серо. Лица героев не однообразны. Сначала бросилось в глаза, как прорисованы губы женщин, но потом даже понравилось. К музыкальному сопровождению, опенингу и эндингу так же претензий не имею. Что касается рейтинга, то R-NC-17, больше всё-таки R. Ничего особо кровавого тут не было, одни только синяки. И никакими неприятными, аморальными зрелищами аниме не блещет. Рейтинг тут стоит из-за самой идеи убийства, так что тем, кто крови и ужасов боится, не противопоказано.
В итоге, добавлю, что лично для меня подкачал только детектив и немножко психология. Триллер оправдал себя. Несмотря на все минусы, аниме отличное, если не слишком занудствовать (как я). Так что удивляет настолько не большая популярность произведения. Настоятельно советую для ознакомления! От меня 10 из 10 чисто за впечатления и вызванный интерес. И твёрдая семёрочка, если оценивать «как следует».
30-летний мужик в теле 11-летнего мальчика, забавно) я всегда думал о том, как бы это было вернуться в школьные времена со своими мозгами и опытом, переиграть всю жизнь где-то с класса девятого, не в плане банального куплю доллары подешевле, акций Апл побольше и биткоины, биткоины) Нет, мысль конечно, соблазнительная... но как бы пошла моя жизнь, выбери я другой вектор развития, интересно, неправда ли? Как бы всё повернулось, где бы я был сейчас... кем бы я был. Ведь это аниме по сути не про поимку убийцы, главный герой борется с судьбой, злым роком, если вам так угодно) Он хочет исправить то, что грызёт его все 29 лет, закрыть гештальт, который закрыть невозможно, спасти ту, которая должна исчезнуть. Это аниме не про спасение девочки и не про главного злодея, и даже не про мать-героиню, хотя эти линии безусловно важны и увеличивают драматический накал. Это аниме про спасение персонажем самого себя, путешествия во времени лишь художественный трюк, с таким же успехом можно было использовать другой прием, но о нем только на ушко) Как по мне он не настолько заезжен, но всё-таки встречается. Но вернемся к нашему 30-летнему девственнику, простите-простите, ему всего 29) Итак, он решает свой внутренний конфликт, убитая/съеденная/изнасилованная девочка, нужноё подчеркнуть - спасена, он становится мангакой, которым всегда хотел быть, находит признание успех и покой, что как по мне и есть истинным финалом. Вспомните, как он встречает её, прекрасную и длинноногую, и даже длинноволосую. Пастельные тона, пальто главного героя, вроде даже шарф, но не ручаюсь)) В общем, тишь, благодать, бульбазавр в ванной)
Конечно, можно было бы ещё углубиться в относительность времени и то, что оно существует лишь в нашем воображении, но это уже экстра-выпуск)))