Оцените отзыв
В жанре «паропанк» практически не делают аниме, и едва ли зритель может найти что-то действительно годное среди тридцати-сорока наименований. На ум приходит «Стальной Алхимик» и некоторые шедевры студии «Гибли», однако остальной массив продукции откровенно не дотягивает до определенных стандартов качества, таких как выстроенный сюжет, продуманный мир, хорошая графика и т.д.
Но при таком упадке жанра «Wit Studio» все же рискнула и выпустила аниме с оригинальным сюжетом, и потому рискнула вдвойне, не апробировав ничего на потенциальной аудитории. Несмотря на это, конечный продукт оказался достаточно качественным.
Мир Koutetsujou no Kabaneri – постфеодальная Япония, которую лихорадит из-за политического, социального и прочих кризисов. Промышленная революция и новые технологии, такие как мощные поезда с паровыми двигателями, пороховые и «паровые» ружья и т.д. уже стали частью жизни, однако страна все равно отстает от далекого Запада и не справляется с новыми проблемами. А проблем много. На волне несчастий внутри Японии завелись некие «обращенные» («kabane») – ожившие мертвецы с каменным телом и обложенным камнем сердцем. Они похожи на зомби: также жрут людей и инфицируют их, только из-за каменной брони их сложно убить.
Вскоре страна Восходящего солнца становится пустыней, забитой мертвяками в лучших традициях пяти «Обителей зла». Заросшие поля, брошенные города и деревни. Остатки нации прячутся за высокими стенами крупных городов. Безопасность жителей обеспечивает каста воинов – самураи-буси, которые по факту никого не могут защитить и мрут с той же скоростью, что и обычные люди. Крупные феодалы держат в своих руках города, имеют парочку бронепоездов и необходимые припасы, чтобы в любой момент покинуть осажденную мертвецами крепость. Все понимают, что если кабане придут, то вымрет еще один город, а армия мертвецов пополнится новыми телами, и в конце концов спасется только верхушка знати и группка людей, обслуживающая их. Но потом погибнут и они.
В такой мрачной обстановке живет главный герой – инженер Икома. Он давно потерял семью, кабане загрызли его сестру прямо у него на глазах, и поэтому парень одержим созданием нового оружия, чтобы вышибать каменные сердца кабане и наверняка убивать их. Когда он находит способ и производит первое ружье, на станцию Араганэ, где Икома жил долгие годы, нападают кабане. За несколько часов от города ничего не остается. Икому преследует один из обращенных и, в конце концов, кусает его. Но юный инженер был настолько одержим идеей борьбы и мести, что не позволил себе обратиться. Икома застрял на полпути, перестав быть человеком, но не став зомби.
Станцию Араганэ очень долго держала знатная семья, чья старшая дочь Аямэ в одночасье становится главой и станции, и своего маленького двора. Вчерашняя невинная и доверчивая принцесса берет на себя ответственность за сотни жителей, приказывает снарядить поезд и отправляться в столицу. Ей помогает телохранитель Курусу и группа верных людей. Однако Аямэ только предстоит столкнуться с коварством человеческой природы, а также увидеть, как рушится государство, когда все, от императора до крестьянина, безумны от страха.
Однако люди не умеют истреблять кабане, и толпы мертвецов теснят их без всякого усилия, подъедая отбившихся человечков. И тут на помощь отчаявшейся принцессе приходит странная девочка, которая представляется как «Безымянная», и крушит кабане пачками. Она хочет попасть на поезд, поскольку должна встретиться с кем-то из знати. А еще она – «кабанери» - необращенная, но обладающая силами кабане. Увидев Икому, она подряжает его сражаться в качестве живого щита и берет на поезд.
Так начинается путешествие бронепоезда с сотнями живых людей и парочкой кабанери на борту.
Обычно самая суть сюжета всегда помещена в последние две-три серии, так случилось и с Koutetsujou no Kabaneri. По факту аниме про красивое уничтожение зомби обращается в политическую драму, которая в принципе звучит нетривиально из-за контекста. Речь идет о кризисе между правителем и наследником, между старым и новым, и этот кризис настолько глубок и значим, что только ради этого стоит смотреть сериал.
Феодальная Япония переживает агонию, политическая система страны Восходящего солнца больше не может поддерживать порядок, но знать цепляется за власть любой ценой, загоняя класс инженеров, воинов и других полезных людей в состояние полной зависимости и беспомощности. Феодалы не позволяют создавать новое оружие, больше знать о кабане – они предпочитают до последнего прятаться по башням и дворцам и строить огромные стены. Катастрофа, связанная с кабане – то самое испытание, которое должно заставить людей бросить жесткую иерархическую систему и стать братьями по оружию. Теперь родовитость и принадлежность к человеческому роду не имеют значения. Главное, кто ты на поле боя, что ты из себя представляешь и на чьей стороне будешь драться. Те из героев, кто понимает, что мир меняется и надо меняться вместе с ним, выживают. Те, кто цепляется за архаику и прежние правила и условности, гибнут пачками, ничего не осознав. Юным и неокрепшим адептом новой системы можно считать Аямэ, которая не отвергает ничего нового и говорит со всеми на равных. Остальные феодалы не обладают такой терпимостью, и, вероятно, не доживут до завтра.
Главный злодей в этом плане выступает как всадник Апокалипсиса, который просто ускорил процесс неизбежной революции масс, которые итак были в шаге от помешательства, но держались, пока держался их миф о безопасности. Безумная толпа воинов, каждый из которых стреляет друг в друга, обвиняя во всех грехах, ярость солдата, который пинает труп императора и орет, что он во всем виноват, штурмующие дворец орды кабане, обрушение инфраструктуры и крушение поездов, огненный ад на улицах – все это чертовски символично и напоминает некоторые ключевые события в человеческой истории. И только за эту реконструкцию когда-то существовавшей реальности создателям Koutetsujou no Kabaneri искреннее спасибо.
Но сценаристы пошли еще дальше. Красной нитью сквозь сюжета проходит идея жизни ради жизни, этакая толстовская мудрость, заложенная в легендарной «Войне и мире». Каждый человек должен отстаивать свое право на жизнь и счастье, каждый должен досыта есть, видеть прекрасный мир, иметь друзей и защищать все эти блага, не щадя своего живота. Главное в процессе защиты не забыть, что человек убивает и умирает ради возможности жить самому или жизни своих близких, и как только удается отбросить угрозу, нужно переключится на сохранение собственной жизни и радости в ней, а не впасть в безумие, не подсесть на месть, силу или власть. И хоть эта мысль кочует из одного аниме в другое, она особенно здраво и красиво звучит на фоне политических кризисов и массовой гибели людей в мире Koutetsujou no Kabaneri.
Концовка аниме остается открытой, хотя в последней серии был сильный намек на трагедию. И это к лучшему. Сюжет напоминает военную хронику и воспоминания очевидцев, а воспоминания, чаще всего, не имеют конца. Эта история – кусок чьей-то жизни, который вырван и показан как есть. И не имеет значения, выжили ли главные участники событий, съели ли всех мертвяки, нашли ли нового правителя. Это просто неважно.
При такой интересной истории и при таком богатом контексте сложно ожидать, что аниматоры предоставят зрителям прекрасную графику, но это так. Лучше всего, конечно, анимированы поезда – огнедышащие священные машины, чья скорость и красота просто завораживают. Кроме этого есть немало по-настоящему красивых сцен с Безымянной и ее воображариумом. Она видит смерть как прикосновение бабочки, и поэтому массовая бойня выглядит для нее сияющей пустотой, забитой миллионами алых бабочек, и этот визуальный образ действительно мощен.
Какой же стимпанк без причудливой одежды? И концепт-дизайнеры дадут вам уникальную возможность увидеть, что будет, если скрестить европейские корсеты и кимоно. Первые несколько серий я только и делала, что разглядывала, как устроена одежда главных и второстепенных персонажей, как и что у них завязывается, куда они крепят ножны; рассматривала их причудливые ботинки, сапоги и странные сандалии. Я долго думала о длине одежды женщин, соотносила их с общественным положением и доходами героев. В общем, это был интересный опыт, и мне теперь жаль, что нет второго такого аниме с настолько проработанным социокультурным бэкграундом.
Кроме того, создатели сериала отлично поработали с эмоциями, речью и концептами персонажей вообще. Необычно смотрится предельно рациональная девушка-машинист Юкина, чьи мощные плечи и накаченная спина способны вызвать зависть не только у девушек, но и у парней. Немного клюквы добавил засланный казачок – механик-европеец со смешным париком времен Марии Антуанетты. Неплохой образ вышел у Курусу – излишне строгого к себе и другим самурая, который краснеет как маков цвет всякий раз, когда Аямэ-сама обращает к нему свой благосклонный взор. Главное, что персонажи живут и действуют естественно. Даже по-детски упорная в своих заблуждениях Безымянная глупа искренне, и также искренне кается за свою глупость.
Но круче всего анимирован главный герой. Икома, обладая сильным характером и нежной человеческой сутью, просто обречен в своих поступках и эмоциях на крайности, и эти ситуации сделаны мощно. В его лице все человечество мира Koutetsujou no Kabaneri сбрасывает оковы страха перед смертью, готовое на величайшую жертву и последние усилия, которые в принципе не совместимы с жизнью. Гордость Икомы – гордость слабого человека, которого не сломить ни насмешками, ни недоверием, ни соблазнами вечной жизни и невероятной силы. Внутри него сидит упорная жизнь, которая себя не ценит, но которая не продастся за мелочь, не уступит превосходящим ее силам и так просто не прервется, что с ней ни делай. Икома – это гимн силе человеческой сути, и здесь он звучит как никогда искренне и правдиво, без единой фальшивой ноты.
При таком пафосе сериала крайне сложно поддержать необходимый эмоциональный накал у зрителя, и тогда за дело берутся композиторы. Выбор Савано Хироюки – как никогда верное решение, и он как всегда не подвел. Его музыка сочетает в себе и страшную тишину, когда внутри человека обрывается все от страха и отчаяния, и невероятную мощь духа, который берет верх над тьмой и безысходностью. Некоторые мелодии полны того страшного напряжения, когда сам злой рок навис над головой человека, и его меч вот-вот опустится, уничтожая всякую надежду. Некоторые треки настолько ярко окрашивают экшен-сцены, что практически заменяют происходящее на экране. И это действительно прекрасно. Но создатели сериала не остановились на этом и фактически использовали туз в рукаве – группу EGOIST, которая когда-то прославилась саудтреками к «Короне греха». Челли сама по себе нестандартный выбор, и здесь вокалистка снова выложилась на полную, как при записи песни «Bios». Собственно, тема опеннинга принадлежит ей и для многих станет решающим аргументом, почему это аниме надо смотреть.
Сказано многое, но еще больше останется вне этой рецензии. В конце хотелось бы упомянуть, что в наше время переизбытка всевозможного контента, в частности, сюжетов на всевозможные темы, важен уже не сюжет, а детали. Они выстраивают ту теневую историю, которую можно не замечать, следя за главными событиями. Но теневой сюжет всегда интереснее главного просто потому, что предполагает долгие размышления, сопоставление намеков и деталей, поиск аналогий и различий. Это сюжет мира, а не судеб пары героев.
Нельзя гарантировать, что Koutetsujou no Kabaneri вам понравится, особенно если вы до этого проглотили пару сезонов «Ходячих мертвецов». У многих будут вопросы, например, почему сотни взрослых мужиков позволили себя съесть, десятки выживших начали требовать смерти полезных кабанери и т.д. Однако не стоит забывать, что история касается происшествий на двух станциях, борьбы нескольких группировок в столице, доведенных до паники не без участия трусливого императора. Как говорил один МЧСник, когда человек теряет из виду берег, он забывает всю технику безопасности и все номера спасательных служб. Когда волна переворачивает лодку, он забывает даже, как его зовут. Что же бывает с людьми, чей разум скован архаичными правилами и запретом на любую инициативу без команды дайме, на которых движутся толпы неуязвимых мертвецов?
И да, зрителям, которые терпеть не могут людские страдания, кровь и борьбу без хеппи-энда, сериал тоже не понравится. Остальным – в обязательном порядке.
Дата публикации: 02.07.16