"Psycho-Pass" или "Психо-пасс" – непривычный опыт для меня в аниме индустрии. Сразу хочу сказать, что я не из тех людей, которые будут оценивать аниме только по сюжету. Зачастую авторы нам не предлагают ничего нового в плане сюжета, но вот способ преподнести что-то уже не новое – вот это стоит обсуждения.
Начнём с самого названия. Если рассматривать английский перевод и оригинальное название на японском, то можно сказать, что люди, переводящие и придумывающие название, очень хорошо над ним поработали. Произнеся сочетания "психо-пасс" (сайко-пас/сайко пасу), сразу же всплывают ассоциации со словом "психопат" (поэтому считаю, что перевод "психопаспорт" неудачен, т.к. теряется тончайшая авторская задумка). А кто же психопат? Тот, кто подчиняется системе или идёт против неё? Что же касается машины под названием Сивилла, то автор хочет нам и людям, живущим во вселенной "Психо-пасс", внушить, что всё безопасно и безобидно (от слова civil – цивилизованный, мирный).
Начинается аниме очень захватывающе. Сразу хочу отметить, что выбор цветовой гаммы, по-моему, совершенно не случаен. Когда мы наблюдаем за жизнью инспектора Цунэмори, то видим, что всё очень яркое и красочное. Но на заданиях и в жизни других сотрудников мы можем наблюдать только так называемые минорные тона. Сразу наталкиваемся на мысль, что в этом "идеальном" мире не так уж всё и идеально. В первой же серии нам показывают развязку сюжета, что довольно необычно. Там мы видим противостояние чёрного и белого цветов. Необычный ход, если учитывать, что часто черное воспринимается как зло, а белое как добро.
Выбор главного героя – Ценэмори Аканэ – радует, т.к. совершенно непривычно видеть молодую женщину в роли полицейского, который будет стоять на защите закона. По-моему такой подход в выборе гг достаточно нестандартный и интересный. Думаю, что привычней всем было бы видеть гг Когами Шинья, но авторы решили отказаться от обыденного подхода. В аниме наконец видно женщин, способных за себя постоять (или в случае с Аканэ – постоять за себя после саморазвития). Их не нужно вызволять из замков, их не похищают, чтобы прекрасный принц их в итоге спас. Беззащитные героини зачастую у меня вызывают отвращение/неуважение, а здесь очень приятно наблюдать за сильными женскими персонажами.
При просмотре пары серий мы понимаем, что зачастую даже у жертв может повысится "преступный индекс", что в нашем с вами понимании совершенно неприемлемо. Настолько ли хорош механизм распознавания преступников? Почему люди, подвергшиеся насилию становятся опасными для общества, когда в реальности защищать нужно их, а не наоборот? Автор с каждой серией всё больше и больше нами манипулирует, заставляя то уважать решение Сивиллы, то всей душой ненавидеть систему.
Звуковые сопровождения (звуки) передают нам все эмоции героя полностью, мы можем понять их без слов. При просмотре одной из серий был слышен звон колокола, который нагнетал всю обстановку, но при резвой смене кадров исчезает. В тот момент я очень ярко ощущала напряжение благодаря прекрасным звуковым эффектам. Другие примеры не приходят в голову, этот – самый яркий, как по мне.
Постоянные аллюзии – один из любимых приёмов, используемый в этом аниме (думаю, что и в манге). Аниме не раз заставляло искать информацию по различным философам, вспоминать философские изречения и раз за разом не соглашаться или покорно кивать головой. Подобные вкрапления очень порадовали, потому что не часто приходиться раздумывать о бытие за просмотром аниме и фильмов.
Работа аниматоров и мангак – на высшем уровне. Зачастую кадры были сопоставлены так, что мы видели лицо человека крайне обезумевшего, лицо психопата. Такой приём часто сбивал с толку – сложно понять где добро, а где зло.
Аниме заканчивается почти так же, как и начиналось, показывая нам таким образом цикличность всего происходящего. Ничего не изменилось и не измениться. Я считаю, что такой конец шикарен. Максимально антиутопично.
В независимости от манипуляций автора сложно разобраться до сих пор, кто же был в итоге прав. Те, кто защищают сомнительную систему или же те, кто учиняет беспорядки для борьбы с этой системой и для получения полной свободы (во всех смыслах). Разобраться сложно, потому что добра не бывает без зла и наоборот. Никто не может быть абсолютно прав или виноват. Поэтому лично для меня важность произведения состоит в том, чтобы мы не оценивали каждого человека с одной стороны. Нужно капать намного глубже.