Одна из немногочисленных сфер в кинематографе, где преуспели японские режиссеры – это ужасы. «Звонок» стал культовым фильмом и породил целое направление в киноискусстве, поскольку подарил зрителю чувство неосознанного, неконтролируемого страха.
Суть концепции, которая открыла дорогу восточному искусству творить ужасы, очень проста. Человек не может уловить угрозу, не может защититься, но когда видит что-то запретное, что-то не предназначенное для глаз живых – погибает. Осознание совпадает с моментом смерти. И это вершина современного искусства ужасов: заставить зрителя дрожать от неосязаемой и не понимаемой угрозы, даже не показать ее, а лишь намекнуть, что тот, кто узнал правду – умер и никогда не поведает ее миру.
После этого японцы стали изощряться в создании жутких миров, где тьма не осязаема, имеет миллионы форм, тысячи глаз и неисчислимые способы убить человека.
«Ковабон» - достойное аниме жанра «хоррор», продолжающее традиции «Звонка». Причем идея не повторяется, а предельно упрощается, лишенная и главных героев, и последовательного сюжета, и глубоких философских концепций о воздаянии и грехе. Да и что может поместиться в серию с хронометражем в пять минут? Только полная безысходность.
Одна серия – одна история. Почти каждая история касается людей, которые как-то взаимодействуют с высокими технологиями, приборами, способными слышать, видеть и наблюдать за тем, что творится за спиной героев. Люди слепы, а камера – нет. И то, что с ними происходит, не поддается логике, здравому смыслу и понятию справедливости. Каждый – случайная жертва, выбранная без каких-либо причин и закономерностей. Просто потому, что все еще жива.
Конечно же, по сюжету каждый из жертв живет обычной жизнью: празднует день рождения, решает с подружкой, какое платье надеть на свидание, остается допоздна на работе… И тут с ними случается нечто, после чего люди перестают общаться с миром. Либо проявляют ненормальную активность. Дело в том, что их краткая жизнь запечатлена в соцсетях, записана на камеру наблюдения в маленькой комнатке, выводится на экран мобильного телефона или ноутбука кого-то из друзей жертвы. И даже если жертва-таки угодит в капкан темных сил, не факт, что звонки и смс друзьям прекратятся.
Самое жуткое, что зритель помещен на место монстра и камеры одновременно, наблюдает за потенциальной жертвой глазами темных существ или равнодушной техники. Но если убрать эту полифонию, то зритель наблюдает за историей, рассказанной монстром – женщиной в белом с ликом смерти. Она – частично персонифицированная угроза, та, что заставляет людей подозревать о существовании потустороннего мира, смерти, боли, отчаянии. Она стоит за их спиной, дышит им в лицо могильным холодом, смотрит на них красными зрачками через щит камеры. Но за ней – легион существ, которых человек не может увидеть. Или, увидев, тут же умирает.
Эта женщина всегда вмешивается в разговор двоих и целой компании, наблюдая за жертвой, а затем хватает ее. Она тихо наблюдает из-за своего угла, а за ней наблюдает камера ноутбука, пока подружки треплются по скайпу. За ней наблюдают камеры на парковках и видеосистема охраняемых бизнес-центров, цифровые фотоаппараты, мобильные телефоны…
Японцы верят, что видеонаблюдение – отличный способ поддерживать порядок, обеспечить безопасность. Каждый герой свято верит в магию всевидящей камеры, которая не позволит преступнику или вору убить тебя, затащить в темный угол, где ни до кого не докричишься.
Но камера бессильна против потустороннего мира. Она не может даже передать сцены расправы мертвецов над живым человеком. Крики, белый шум, рябь картинки, чудовищные помехи. Когда глаз камеры снова видит – ничего и никого уже нет. И этот прием не надоедает даже спустя 10 серий. Что свидетельствует о том, что аниме принадлежит к высококачественным ужастикам.
Строго говоря, «Ковабон» - не анимация, а фильм с наложенными эффектами «мультипликация». В конце каждой серии под веселую музычку и танец приведений зрителю показывают, как снимались сцены, какими были прототипы героев и героинь, что они делали на съемочной площадке до демонизации их образов. Это прекрасный ход, который служит не просто контрастом после напряженного содержания серии, когда у аудитории волосы на коленках седеют, но и своеобразной реабилитацией для зрителя, готового откинуть коньки от ужаса. Трудно дрожать от страха, когда видишь молодых японок, сплошь моделей и позитивных няшек.
Это правильно, поскольку уже после второй серии у любого может развиться паранойя, что даже выйти покурить страшно, а в темную кухню никакими коврижками не заманишь.
Если вы – реалист, который никогда не «велся» на ужасы, то «Ковабон» вам понравится. Возможно, вы даже поверите, что в таких бытовых, ничем не примечательных ситуациях и зарождается настоящая мистика, настоящий ужас. Вы всего лишь выносили мусор, а за вашей спиной стояла та, что однажды приберет всякое живое существо к рукам.
Если же вы – впечатлительная натура, то поберегите свои нервы. Возможно, что после каждой серии вы будете спать только после ударной дозы снотворного, да и то с включенным светом.
Только вот свет, толпа, участие кого-то живого не спасет вас от смерти, если придет женщина в белом…