Готовьтесь, сейчас будет очень смелое утверждение. Я в нем абсолютно уверен, ибо пришел к нему после долгих и серьезных размышлений, и все же многих оно может шокировать. Короче, "Sora no woto" - это идеальный пример того, как надо создавать аниме вообще.
Хорошо, давайте разберемся по-порядку, что собственно мы здесь имеем?
На первый взгляд, это просто лишенный динамики милый slice-of-life с пятью девушками, четыре из которых явно позаимствованы из "K-ON!", в главных ролях... Кому-то такое нравится, кому-то нет, но, возвращаясь к первому тезису, это же очень значимая часть всего аниме как такового; к ней можно относиться по-разному, но не знать о ней нельзя. Ну а что касается "K-ON"... при всем уважении, после этого сериала он покажется вам не более чем пародией на него или, скорее, лайт-версией. Почему? Читаем дальше.
Во-вторых, здесь присутствует фантастическая составляющая. Соответственно, есть определенный сеттинг. И вот это, на мой взгляд, одна из самых сильных сторон этого аниме. Когда посреди всего того беззаботного великолепия, что мы видим в первых сериях, нам сообщают совершенно невзначай, что в этом мире в море нет живых существ, это как-то сразу впечатляет. На самом деле очень многое здесь построено на контрастах - безмятежного существования, которое мы видим большую часть экранного времени, и того ада, что показан во флэшбеках; умиляющих зрителя главных героинь и их мрачного прошлого; идиллических пейзажей Гельвеции и той едва ли описуемой словами атмосферы тотальной разрухи и недавнего великого падения, которая то и дело напоминает о себе - и зачастую бок о бок с самыми трогательными моментами, как, например, в пятой серии, от чего ее эффект только усиливается.
Третье: скрытый смысл, мораль и урок для зрителя. Вот тут ситуация двоякая - для повседневности этого здесь более чем достаточно, а для постапокалиптической драмы слишком мало. Однако все же имеются некоторые моменты, которые могут запасть в память и, не побоюсь пафоса, что-то изменить в душе. Поднять проблему (пусть и решенную несколько наивно и по-детски) смысла жизни человека в мире, полностью обреченным на медленную, но верную смерть - неплохо для слайса, не так ли? Впрочем, не буду спойлерить, скажу лишь, что лично меня третья серия впечатлила еще больше.
Четвертое: музыка и ее роль в общей картине. Тут возникают совершенно неожиданные ассоциации с "Elfen lied" (впрочем, аллюзий-то не так уж мало, начиная с опенинга) - и там, и здесь присутствует мелодия, снова и снова возникающая в сериале под разными предлогами и в разном звучании, но неизменно указывающее на нечто крайне важное для всей идеи произведения и в какой-то мере вообще являющаяся тем, ради чего оно было создано. Довольно сильный прием, берущий за душу, несомненно.
Вердикт: если вы любите постапокалипсис и при этом не боитесь ванили - смотрите. Если любите нечто няшное и доброе и при этом не боитесь напрягать мозг - смотрите. Если вы ищете нечто не умопомрачительно авангардное, но явно необычное и не штамповочное - смотрите НЕМЕДЛЕННО. И самое интересное: с этого произведения можно начинать смотреть аниме вообще, особенно если у вас нет о нем каких-либо стереотипов.
Любимый тайтл.
10/10