Итак, Гурен-Лаганн. Собрав, казалась бы, все, что можно, Гайнакс решили обстебать все аниме про роботов сразу и вбить гвоздь в гробик жанра. Поэтому тут есть все: рефлексирующий маленький мальчик, БЧР, режим берсека после потери друга, горячие источники, гигантская женщина в небе, любимая с противоположной стороны фронта (привет, Эврика!), частое самоцитирование, первая любовь, любовь драматическая, превозмогания и ПАФОС-ПАФОС-ПАФОС.
Пару слов о пафосе, бесконечных криках и всем остальном.
«Я сдался тогда. Все сдались тогда, больше ныли чем копали. И я закричал что-то, чтобы не показать паники... и в этот момент Симон пробил последний слой скалы»
Этот короткий рассказ Камины исчерпывающе описывает всю суть криков сериала. Которые не крики ради криков (хотя и такое есть), но боевой дух. Вроде древнерусского «Иду на Вы!»
Сериал получился странным, до коликов смешным, до слез грустным. А местами - до боли реалистичным.
Мне сложно говорить о недостатках сериала, но я скажу, потому что они есть.
Первое - это длина. Это не недостаток сам по себе, но здесь он идет в минус. Что и говорить, 26 (повторов не считаю) серий смотреть на диком подъеме боевого духа тяжко. Ближе к концу все эти Супер-Мега-Гига-Архи-Лаганны начинают раздражать. Да и повторы спирали сюжета тоже. Некоторые финальные превозмогания уже просто утомляли.
Второе – статисты. Сериал в изобилии показывает чуваков, которые появляются только затем, чтобы пафосно умереть. И после первого просмотра вы не вспомните даже их имен, а даже если запомните, то вряд ли определите кто из них Зоси, кто Кид, а кто Айлак. Не говоря уж о толпе одинаковых людей на одинаковых ганменах погибших при штурме Тепперина. Тут уж сэкономили даже на разных дизайнах, копипаста рулит.
Третье – фан-сервис. Да, я знаю, это Гайнакс. Я их фанатка. Да, я смотрела Еву, Ган- и Дайбастера, Абенобаши, Фурикури и Кил-а-кил. Но костюм Йоко в последней арке все равно из ряда вон. Да и в первых сериях не лучше, ха.
Теперь, когда восхваление и недостатки позади, я скажу, почему на самом деле стоит посмотреть сериал.
Нет, не потому что это круть, фанатский восторг, мотивация бла-бла-бла и все, что в начале написано.
Но потому, что я нигде не встречала столь крутых визуальных решений, такого безумного, в тоже время простого и яркого дизайна. Картинка идеально сцеплена со звуком, а все вместе с идеей. И все рассчитано заранее - от кротосвинки до зеленого камешка. Не смотря на эмоцианальность, сериал создавался предельно рационально - и с этой точки зрения рассматривать его вдвойне интересно, не смотря на недостатки.
Уходя от содержания, я готова любить Лаганн только как образчик стиля. Если Ева, к примеру нарисована достаточно дешево и говорить что-то о визуальном ряде, не считая опенинга, глупо, то Лаганн... Лаганн потрясает. Начиная с заставок и заканчивая кадрами, имитирующими штрихи в самых драматических моментах. Фирменная игра с перспективой становится узнаваемой фишкой сериала.
Nicipol (тема Вирала) и Liberta me from the hell (опера с рэпом, подвиг Китана) заслуживают отдельных слов. Особенно последняя тема.
Сюжетно - медаль за смелость сценаристы заслуживают как минимум за 8 серию. Потому что никто не ждал этого финала. И по канону сёнена надо было чтоб добро и всегда, и вообще.
Отдельного упоминания заслуживает русский дубляж, потому что он делает 50% очарования сериала. Фильченко с его раскатистым "МАГМА ТЕЧЕТ В НАШИХ ВЕНАХ...." на голову превосходит оригинальную озвучку. Не говоря уж о том, что он же озвучивает Аттенборо, старосту Дзихи и Антиспиральщика - а без титров не угадаешь)
Лаганна надо посмотреть хоть раз, чтобы понять — можно. Можно совместить оперу и рок, детский мультик (а он транслировался в детское время) по карточной игре и серьезное произведение, коммерцию (а он был коммерчески успешным) и свободу самовыражения.
Можно все.
Главное, верить в себя и в свою веру себя!