Много ли вы знаете аниме, целиком посвящённых историям семей и их отношениям? Я навскидку могу вспомнить лишь "Kyousougiga" авторства Мацумото Риэ. Не слишком популярная тема, правда. В общем-то, двумя основными причинами, по которым я взялась за просмотр "Uchouten Kazoku", стали как раз семья в центре сюжета и уже знакомое мне по "Yojōhan Shinwa Taikei" имя Морими Томихико - автора лёгшего в основу романа. За адаптацию взялась студия P.A. Works ("Canaan", "Angel Beats!", "Another"), с которой у меня тоже неплохие отношения.
Действие, как и в "Yojōhan Shinwa Taikei", происходит в Киото, население которого (а также основной список завязанных в сюжете лиц) можно не условно разделить на три части, в каждой из которых свои протагонисты и антагонисты.
Первая - тануки, то есть небольшие похожие на енотов звери-оборотни. Вокруг семьи тануки Симогамо, утратившей главу, на котором к тому же было завязано равновесие сил в городе, как раз и разворачивается вся история. Антагонистами в этой группе выступает семья Эбисугува - их давние конкуренты. В частности, идёт своеобразная политическая борьба между представителями этих групп - старшим из четверых братьев Симогамо Яитиро и Эбисугавой Суоном - за должность Нисэ-эмона.
Вторая - тенгу. Тенгу - длинноносые гоблины из синтоитского фольклора. В альтернативной реальности сериала они владычествуют над небом (и, к слову, довольно презрительно относятся к тануки). Здесь также есть те, кого можно назвать протагонистами аниме (например, профессора Акадаму) и их противниками (тенгу Курама).
И третью - очевидную - часть представляют люди, что всё же удивительно, так как зачастую в таких случаях "обыкновенное" население выступает всего лишь декорациями к междоусобицам в мире, человеческому глазу непривычном и недоступном. О расстановке сил здесь я умолчу, чтобы уберечь читателя от спойлеров.
Итак, неудивительно, что главным героем этой истории становится третий по старшинству из братьев Симогамо - Симогамо Ясабуро. Являясь тануки, он любит в человеческом обличье подолгу находиться среди людей и восхищается тенгу. Таким образом, является связующим звеном в сериале. Вторым таким персонажем можно назвать разве что Сузуки Сатоми (она же Бэнтен после вступления в клуб "Любителей пятниц"), но её мотивация и поступки в аниме наименее ясны: эта человеческая девушка, учившаяся у тенгу и превзошедшая их, поедающая тануки и беззаботно признающаяся им в своей симпатии, является персонажем-трикстером, то есть эдаким живым роялем в кустах. Мне думается, что введение такого неоднозначного персонажа не только интригует и привлекает внимание зрителя, но и позволяет развернуться в плане сюжетных поворотов: вам кажется, что сюжет нашёл свой русло и собирается спокойно течь от точки отсчёта к финалу, но тут вмешивается персонаж-тайфун, и всё меняется, хотя вроде бы к тому не шло. Действия Бэнтен практически не требуют логического обоснования, облегчая сценарную работу.
Сюжетная линия довольно неплоха и занятна. Ещё лучше её делает наличие обаятельных героев и "живых" отношений между членами семьи Симогамо: каждый из её членов выступает не только носителем своего характера, но ещё и субъектом отношений с другими. Так воссоздаётся целостный мир взаимоотношений и взаимодействий: практически никто не остаётся "на задворках" сериала, будучи полноценным участником происходящего действия. И всё же этот аспект можно было проработать лучше. То, что сделало прекрасным "Yojōhan Shinwa Taikei" - проработка персонажей - здесь сработало не так хорошо. Кому-то также может испортить настроение некоторая незавершённость истории, в частности, романтическая линия. Но лично мне кажется закономерным то, что даже такой маленький кусочек истории Киото, как жизнь одной семьи, не может уместиться в тринадцати сериях.
Ещё одна сторона "Uchouten Kazoku" - морально-этическая. Один, на мой взгляд, триггер, о котором стоит предупредить заранее: осознанное поедание разумными существами других разумных существ. И частично нормальное восприятие этого обеими сторонами. Если вам настолько претит мысль о таком, то аниме лучше не смотреть - вы будете долго и мучительно отплёвываться.
А теперь об однозначно хорошем - о графике. Киото от P.A. Works - это сказка. Фоны нарисованы будто бы на фактурной бумаге, и это чем-то напоминает "Mononoke", но не так бросается в глаза, создавая ощущение немного другой реальности, единственно верной реальности, только в которой и могут существовать оборотни и тенгу. Помимо городских и не только пейзажей отмечу отлично проработанные бэкграунды в плане "массовки". Киото не кажется пустым, его улицы наполнены людьми, которые живут и двигаются, а не бредут из одной точки в другую, чтобы создать эффект своего присутствия за спинами главных героев. За это отдельную благодарность мне хочется выразить Иноуэ Тосиюки - аниматору, в списке работ которого "Akira", "Paprika", "Steamboy" и другие, не менее достойные.
Хотелось что-то написать о музыкальном сопровождении, но, к сожалению, нечего примечательного, хотя это может быть только мой субъективный взгляд. То же и о составе сейю. "Uchouten Kazoku" можно любить явно не ушами.
В целом, аниме на любителя и его скорее стоит смотреть, чем нет.
Прошу прощения за бесполезный комментарий, но я чувствую себя обязанной извиниться за не до конца вычитанный текст. >не только не интригует Вторая "не" лишняя, это предложение может ввести вас в заблуждение относительно моего мнения о персонаже.
>отдельную благодарность мне хочется Хочется выразить, разумеется.
Замечательная рецензия! Именно она сподвигла меня начать смотреть это аниме. И пока я не разочаровалась P.S. Ошибок, указанных в комментарии, я даже не заметила
А я сначала посмотрел, а потом уже увидел эту рецензию и прочитал... надо было наоборот... я про этическую сторону... весь день плююсь. В голове не укладывается как гг, да и все остальные, может и дальше нормально относиться к Бентен.!?!?!?!?!?!?!? п.с. извините, возможно спойлер, но моя голова сейчас взорвётся.