В самом начале замечу, что данная рецензия относится к двум сезонам сразу и написана по всему сериалу, а не одной из его частей, и основывается на возможности предоставить сомневающимся потенциальным зрителям шанс понять, что их ожидает и с чем придется иметь дело.
Это был очень странный процесс просмотра. Я не очень понимал, что меня цепляет, заставляет упорно смотреть дальше даже в том случае, когда сюжет по-прежнему не особо вдохновляет и не вызывает такого уж интереса. Поклонником аниме с военной тематикой я никогда не являлся, да и жанр «меха» меня тоже не то чтобы очень привлекает (за исключением некоторых отдельных аниме, но это уже совсем другая история). А здесь и то, и другое, причем в достатке, и, тем не менее, я почему-то продолжал смотреть.
К концу первого сезона стало понятно, почему, и мне кажется, что очень многие до меня смотрели «Code Geass» по той же причине.
Лелуш же.
Вот просто, всего-то. Один-единственный персонаж, по-настоящему заслуживающий внимания во всей этой истории. Ну, еще немного Сузаку и Карен, не буду таким уж строгим. Но если Карен представляла из себя хоть что-то лишь в те моменты, когда становилась бунтаркой и полностью вживалась в роль Черного Рыцаря, а Сузаку и вовсе вызывал нарастающее где-то глубоко внутри раздражение, то Лелуш оставался Лелушем в любой ситуации.
Лелуш-школьник очарователен в своей мальчишеской непосредственности, немного неловко прикрытой необходимостью держаться достойно британского студента, и те моменты, когда его возрастная незрелость все же проскальзывала наружу из-под фарфоровой маски, преобразовываясь в несвойственные ему обычно глуповатые выходки, приуроченные к школьной жизни, им можно было лишь любоваться и любоваться. Любовная линия с его участием – да что там, все три, - немного нелепы и не очень уместны в контексте происходящего, одной бы вполне хватило. Но все они, в разное время и в разных ситуациях помогают раскрыть Лелуша с человечной его стороны, и безмолвной нитью памяти протягиваются через весь сериал: «Лелуш – человек. Что бы он не делал, каким бы жестоким и бесчувственным не выглядел, он – человек. Человек, талантливо носящий свои маски и знающий, кому и какие из них показывать».
Лелуш-Зеро вызывает смешанные чувства. Не все его поступки укладываются в привычное моралистам мышление, не все его слова становились понятными с первого раза, а количество совершенных им ошибок, повлекших за собой жестокие последствия, и вовсе лучше не упоминать. Но у него есть характер. Не тот, что проявляется в приступах стервозности у деловых дамочек, и не тот, что выражается одним лишь тупым упрямством прущего напролом человека. Но тот, что позволял ему несмотря ни на что двигаться вперед, к намеченной цели, переступая через собственные ошибки, учась на них, выискивая новые пути вместо перекрытых старых, и безмолвно принимая все последствия собственных действий. Замарать свои руки в крови невинных людей, но не сломаться, а помнить, напоминать себе, что любая великая цель требует жертв. Приносить эти жертвы не дрогнувшей рукой, но при это быть способным оплакивать их и помнить, и заботиться о тех, ради кого все эти жертвы принесены.
Персонажей, подобных Лелушу, лично я больше нигде не встречал. Положительный злодей, отрицательный герой – оба этих варианта ему подходят. Зависит лишь то, с какой точки зрения предпочтете воспринимать его действия, цели и желания лично вы.
Кто-то во внезапном порыве пытается сравнивать Лелуша с Ягами из «Death Note», но общего у них крайне мало, кроме, разве что, впечатляющего ума и таланта в манипулировании людьми. Лелуш, несмотря на свою сверхспособность, прекрасный психолог, и даже без Гиасса смог бы добиться очень многого, если бы сам того захотел. Это отлично видно на примере ситуации с Роллоном, однако умение манипулировать людьми никак не сочетается в Лелуше с его странным выбором привязанностей к тем или иным людям. Эти два его качества похожи на неисправную систему, подводящую Лелуша в самый неподходящий момент и срабатывающую исключительно по собственному желанию, но никак не по приказу своего хозяина.
Характер же Лелуша – его собственные сила и слабость. Он помогает твердо стоять на ногах, выдерживать предательства близких людей и подчиненных, двигаться вперед, но подводит там, где сквозь трещины в маске Зеро выглядывает школьник, почти ребенок со свойственными ему привязанностями и неспособностью эти привязанности разорвать. Достаточно вспомнить, что камнем преткновения, сбивавшим Лелуша с его истинной цели, становилась нежно любимая и обожаемая им сестра - Наннали.
«Тот, кто стреляет, должен быть готов быть застреленным». Лелуш понимал это, и это было самой главной его силой, и это выделяло его среди других и служило ему знаменем победы на протяжении всей истории.
Про Лелуша можно говорить бесконечно долго, анализируя один его поступок за другим, и исписать десяток страниц, не испытывая с этим никаких трудностей. Про оставшихся же двух персонажей, представляющих из себя хоть какой-то интерес… Но попробовать можно.
Карен. Карен… запуталась. Причем сделала она это еще в самом начале своего пути, и, хоть и пыталась носить маски так же, как и Зеро, потерпела неудачу с каждой из них. Карен-школьница слишком часто думала о своей второй жизни. Карен-командир личного отряда Зеро – слишком много внимания уделяла своим мирским проблемам и чувствам, и это ее неумение отделять одно от другого сделало ее лишней повсюду. И даже та ревностная, слепая преданность Зеро, выгодно выделявшая ее на фоне остальных Черных Рыцарей, в какой-то момент изрядно потускнела, а после и вовсе раскололась пополам, как и каждая из носимых ей масок. А может и не было никакой преданности: просто Карен нуждалась в зависимости от кого-нибудь столь же сильного и уверенного в себе, как и Зеро, и в каком-то смысле использовала его, чтобы давать толчок к движению вперед самой себе.
Сузаку и вовсе отдельная история. Смешно, но к нему, пожалуй, как нельзя кстати подойдет довольно нелепая, но по-своему умная цитата из «Шрека»: «Ты уже настолько запутался в своих слоях, лучок…». Потому что если Карен потерялась в своих масках, то Сузаку масок не носил отродясь. Как можно прятать то, что и сам не знаешь, как выглядит на самом деле? Понимание «добра» и «зла» у него настолько диссоциировалось ближе к концу истории, что не отличалось одно от другого, и внезапные смены фронта не были таким уж сюрпризом. И все его бесконечные речи о мире и справедливости выглядели скорее способом убедить самого себя в правильности своих поступков – тем, в чем Лелуш никогда не нуждался, в чем он был сильнее, а потому почти всегда на шаг впереди.
Что же касается сюжета, тут нужно смотреть самому, ибо спойлеры кругом и везде. В свою очередь могу лишь сказать, что сколько бы не было пробелов и ляпов в сюжете, один только Лелуш со всей его яркостью, со всем его пафосом затмевает собой все – и плохое, и хорошее. В плюс это идет данному аниме или в минус, это вы уже должны решить для себя сами.
Мой вердикт: 10 из 10. Всем, кто еще не смотрел, смотреть обязательно. Даже если вас не увлечет сюжет, поверьте, с вероятностью в 90% вас увлечет Лелуш, а уж он-то точно стоит потраченного на просмотр времени.