Оцените отзыв
Недетская рецензия на аниме «Пока-пока, Земля», сезон 1
ЗАТАКТ
Для тех, кто не любит читать длинные рецензии:
Оценка автора – 8 баллов (для 9-ти баллов не хватает второго сезона). Настоятельно рекомендовано к просмотру с 15 лет (лучше с 16 лет и с родителями), а также взрослым людям. Все подробности ниже.
В рецензии нет спойлеров. Приступим.
Акт первый. МУЗЫКА
Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое оркестр? Упорядоченный, абсолютно управляемый творческий коллектив. А кто такой дирижёр? Управляющий, командир, зачастую, деспот. Дирижёр, требуя повиновения, обязан учитывать таланты и личные качества музыкантов, иначе оркестр как коллектив не сможет существовать. Слушая музыку, мы не задумываемся об этом: о сложности музыкального произведения, о потраченных музыкантами усилиях и времени. Не задумываемся о том, что в оркестре много талантливых музыкантов, которым пришлось придержать свои амбиции, оставить при себе своё мнение и исполнить партию не так как они хотели бы, а как потребовал дирижёр. Нам просто нравится звучание. Приятная музыка захватывает наше внимание, подсказывает, когда смеяться или плакать, радоваться или грустить, подсказывает, где правда, а где ложь. Музыка, звуки – неотъемлемая часть нашего бытия. Музыка – это камертон, сообщающий нам о самом существовании. Давайте будем иметь это ввиду.
Акт второй. МИР, ГЕРОЙ И ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ
Это история о вступлении молодой девушки в мир, который кажется ей чужим. Она воспитана, обучена и умеет следовать правилам. Законы мира (общества) логичны и способствуют существованию прекрасного, красоты, музыки. Его нельзя назвать плохим. Но первые же события заставляют заново пересмотреть каждое из них.
Мир фэнтези как система, как общество развивается по закону замкнутых систем. Он закрыт, устойчив и отвергает всех, кто способен стать причиной его разрушения. При этом он копит потенциал (ресурсы, человеческие ресурсы, технологии, знания), который необходимо реализовать, иначе накопленная энергия разрушит его изнутри. В этом причина существования жестоких испытаний, на первый взгляд необоснованных, кровопролитных войн, поощрения конкуренции внутри общества, приводящей к конфликтам, больше похожим на жертвоприношения.
И всё. Как будто в театр пришли. Как будто читаем книгу с иллюстрациями, не позволяющими воссоздать целостную картину мира. А какой он? Как он функционирует? Как в нём жить? Точно. Вспомнил. Квесты надо выполнять, копить ману, торговать, бабло победит и исправит любое аниме, даже такое. А ещё у нас должна быть суперская способность, у нас уже есть крутой меч. Итак, начинается: вот уже чудище какое-то вылезло, разумные персонажи, похожие на всех обитателей зоопарка, дом героя, семья героя. Да-да. Всё есть. И…
И откуда это чувство недоумения? Откуда мысли: «А они всерьёз второй сезон решили запилить, с ума сошли?». Где фэнтезийное фэнтези, магическая магия, приключенческие приключения? Где романтика, в конце концов? Автор, ты чего? Почему так сложно смотреть? Это когда, в какой параллельной вселенной фэнтези с девушками и мечами было трудным для восприятия? Как будто нарушены привычные нам структура и алгоритм повествования. И…
И это обман. Фэнтези — это обман. Это не фэнтези. Это не легкое кино с попкорном. ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНАЯ КАРТИНА. В ней серьёзно всё, абсолютно всё. В этом аниме нет ни одного лишнего, проходного слова или действия. Пропустив что угодно, ты теряешь нить повествования. Ничего нельзя пропустить. В ЭТОМ АНИМЕ ВСЁ ИМЕЕТ СМЫСЛ.
Акт третий. ДЕЙСТВИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ и МУЗЫКА
Вместо того, чтобы погрузить нас в заранее созданный мир фэнтези, авторы предлагают нам самим воссоздать, восполнить недостающие его части. Как это сделать? Надо смотреть, переживать и дополнять. Смотрим, переживаем и дополняем. Постойте, а почему полученная картинка похожа на то, что произошло на самом деле? Нет, не обязательно со мной. С другом. А вот о таком от знакомых слышал. А это вообще до боли знакомо. Что происходит?
Поскольку мир не проявлен, мы можем его воспринять только с помощью действий героев. Действия (поступки), за которыми следует наша реакция (осмысление), позволяют дополнить картину. Но, поскольку мы не привязаны к фэнтэзи, мы остаёмся в своём, реальном мире, и именно в нём дополняем происходящее. В итоге мы приходим к пониманию того, что так называемое фэнтези есть ничто иное как проживание всех этапов взросления юного человека, его становления в настоящей жизни. И вместо составления пазла вымышленного мира авторы предлагают нам музыку, благодаря которой, мы можем ещё сильнее сосредоточиться на своих настоящих чувствах, прожить заново собственную жизнь. Поскольку осмысление аниме – это осмысление собственного опыта, также проявленного в нас на уровне чувств, музыка, как инструмент, максимально точно передающий чувства, становится тем самым субстратом, скрепляющим и дополняющим мир фэнтези нашими чувствами. Не забывайте. Музыка – это камертон нашей жизни, в которой у нас есть своя роль, своя партия в оркестре, в этом оркестре или в другом.
Вы помните эту подростково-юношескую психологию: «Я должен всех победить, весь мир против меня». Он неправильный, он сопротивляется, хочу проявить себя, хочу действовать. Чувства и желания через край. Каждое действие приводит к последствиям, заставляющим испытать радость, боль, ненависть, зависть, растерянность, восторг. Каждая удача рисует в воображении чудесный мир, в котором предстоит жить, каждая неудача воспринимается как страшное поражение, уничтожающее всё хорошее в жизни.
В фэнтезийном сеттинге, необходимом исключительно для концентрации внимания, показаны все страхи, проживаемые юношей в период взросления, становления, в начале самостоятельной жизни: первая любовь, первая обида, первый обман, первое предательство, первое самостоятельное решение, первая близость. Именно поэтому аниме лучше смотреть вместе со взрослыми, с родителями. Подросток (от 8-ми до 14-ти лет) просто не поймёт смысл – рано смотреть. Шестнадцатилетний уже способен догадаться о том, что всё увиденное на экране, так или иначе, уже происходит с ним на самом деле или произойдёт в ближайшее время. Но только взрослый человек распознает показанные ситуации, проблемы в полной мере, будет способен подсказать правильное решение прямо здесь и сейчас. При этом взрослый человек, сам того не понимая, пересмотрит и свою жизнь. И если для юноши – это возможность избежать ошибок, то для взрослого – пересмотреть ошибки, совершённые в прошлом.
Каждая серия – это притча. Так проще осмыслить увиденное – осмыслить свою жизнь. Серии сложатся в повествование. Кровавое повествование. Почему так много крови? Потому что только в минуту опасности, тяжёлого испытания, утраты, скорби человек способен измениться – изменить отношение к своей жизни и прийти к пониманию самого себя, пониманию мира - своего места в нём, пониманию необходимых перемен внешних и внутренних. И в таком контексте все действующие лица аниме – ничто иное как части одного целого. Они все в совокупности и есть главный герой. «Почему?» —спросите вы. Потому что каждый из нас проживает в своей жизни все чувства и испытывает все трудности каждого персонажа этого картины. История каждого персонажа этого аниме – это история КАЖДОГО ИЗ НАС. И эта история не закончена.
Финал. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ёсино Хироюки использовал музыкальную идею также для сценария «Звуки небес», забавной истории очаровательных девушек, истории о том, что дружба – это прекрасно. Если вам нужны музыка, дружба и девушки, лучшего аниме вам не найти. Тема дружбы, истинных чувств также проявлена в сценарии «Удар крови». Творчество автора плодотворно и разнообразно. Но именно в «Пока-пока, Земля» все привычные нам темы: дружба, любовь, долг оставлены на потом, вторичны, а есть только одно - поиск собственного «я».
Как я указал в самом начале, «Пока-пока, Земля» рекомендую к обязательному просмотру всем старше 15-ти лет. Если ты подросток, не поймёшь. Но, если очень надо, зови на помощь родителей. Если в твоей жизни всё хорошо, ты никогда не испытывал настоящих трудностей, скорее всего, смотреть не будешь, не захочешь. С другой стороны, это же не плохо – жить без проблем.
Ждём второй сезон.
Дата публикации: 27.10.24