Отзыв на аниме Охотник х Охотник (2011)

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

"Меняться — нормально, ненормально не меняться"

"Хантер х Хантер" - это один из лучших представителей жанра сёнен. ...Стоп, всё это мы уже читали много раз. Кто сказал, что "Хантер" — это обычный сёнен? Да кто вообще сказал, что "Хантер" — это сёнен? 
Начиная смотреть это аниме, вы ожидаете обычной истории о детских приключениях, но в итоге вы получаете мудрую притчу о взрослой жизни. Пожалуй, это самая реалистичная и жёсткая история о взрослении, что я видела в аниме такого жанра. Она показывает, что время юности — это не только приключения, мир, дружба, жвачка, но и проблемы, конфликты, предательство и кровь с блевотиной. Она учит не только дружить, любить и стремиться к цели, но и быть ответственным, уметь анализировать, адаптироваться, уметь жертвовать и расплачиваться за ошибки. Она показывает, что идеалы подчас могут оказаться ложными, цели эфемерными, дружба фальшивой, ошибки фатальными, а близкие люди врагами. Взросление здесь — это долгий и тернистый путь, на котором старание ещё не гарантирует успех. Наверное, можно сказать, что это сейнен в обёртке сёнена.
(Здесь и до конца возможны спойлеры, сразу говорю, но постараюсь их сделать максимально завуалированными. Также до этого я писала рецензию на первую адаптацию этой истории, поэтому могу повторяться.)

По сути, аниме действует по принципу перевёртыша, причем всегда и во всём. Здесь ты никогда не поймёшь, что хорошо, что плохо, что правильно, что неправильно, потому что сюжет и персонажи меняются и открываются с совершенно новых сторон, прежде, чем ты успеешь сделать о них какие-то выводы. И так постоянно.

Но обо всем по порядку.

Мир. Мир "Хантера" очень напоминает наш с вами, с той лишь разницей, что здесь люди могут использовать что-то вроде сверхспособностей, называемых "нэн", по земле гуляют самые чудные существа, а в неизведанных землях скрыты несметные сокровища. Поэтому здесь так престижна профессия "хантера" - охотника и исследователя нового. Она даёт практически не ограниченные привилегии , но требует большого риска, поэтому желающих много, но цели добиваются только единицы. Сперва мир может показаться слишком фантазийным и нереалистичным, но в нем действуют свои четкие законы и порядки, которые становятся ясны в процессе. Здесь мы видим смешение всего: и мегаполисы с небоскрёбами, и свалки с трущобами, и нетронутую и грозную природу. Здесь ты можешь стать кем угодно и воплотить любые мечты, но при этом тебя в любой момент могут убить просто за красивые глаза.  Прекрасен ли этот мир или жесток? Этот мир просто такой, какой он есть и каким мы его видим, не больше и не меньше.

Мораль. Здесь ничего не делится на чёрное и белое. Мораль даже сложно назвать серой, она подчас граничит с полной аморальностью и жирной иронией. Здесь нет ни одного существа, которое можно однозначно назвать добрым или злым. Здесь показаны много вариантов пути героя, но какой из них правильный, нам предоставляется выбирать самим.

Сюжет. Завязка классическая: жил-был мальчик, который хотел найти отца, а заодно понять, чем так хороша профессия хантера, что отец бросил его ради этого. Поэтому мальчик сам решает стать хантером, по пути встречает друзей, и вместе с ними попадает в приключения. А вот дальше банальность заканчивается. Казалось бы, сюжет строится на канонах типичного сёнена про силу дружбы и преодоление, но если копнуть глубже, то он эти каноны ломает. Здесь становление наших героев не сводится к приобретению и прокачке силы на пути к заветной цели. Да и цели с путями, как оказывается, могут разойтись в любой момент. Ребята проходят через изменения и переосмысления приоритетов, и нельзя заранее предугадать, куда их заведет выбранная дорога.
Примечательно так же, что у сюжета нет единого стиля, а каждая арка представляет собой отдельную историю в определенном жанре и с определенной атмосферой. Здесь вам будет и классический приключенческий сёнен, и спортивная драма, и нуар с преступными организациями и вендеттой, и попаданчество в компьютерную игру, и триллер с биологической катастрофой, и политические игры. И всё со знатной долей креатива и стёба над жанром. Каждый сможет найти что-то по душе.

Персонажи. О том, что они все живые и интересные, писать, думаю, и смысла нет. Все характеры здесь — перевёртыши с полным несоответствием внешнего и внутреннего. Зачастую самые милые и невинные на вид тихони оказываются самыми опасными и жестокими, а самые отпетые маньяки поражают нежданной человечностью. Если вам нравится кто-то в начале, это ещё не означает, что вы не возненавидите его в конце. И наоборот. Невозможно определить четкого героя или антигероя.
Вкратце расскажу об основных персонажах, а потом попробую проанализировать более тщательно. Итак, знакомьтесь:

Гон Фрикс. Позиционируется как главный гг, с которым мы знакомимся в самом начале. И скажу честно, это самый небанальный гг, что я за свои 500+ аниме видела. Мы впервые видим его, как доброго, смелого, самоотверженного, одарённого и целеустремлённого мальчика. Он живёт на маленьком острове вместе с тётей, мечтает найти отца, любит людей и животных, остаётся позитивен в любой ситуации, и никогда не останавливается на пути к цели. Ну чем не воплощение лучших заветов сёнена, да? Ну да, вот только со временем становится понятно, что он эгоист, подсознательный манипулятор и чуть ли не психопат, который при знании норм морали совершенно не понимает, как ими пользоваться. Он явно не герой, а антигерой. У меня за время аниме, отношение к нему сменилось от умиления до первобытного ужаса. Я правда раньше не встречала такого персонажа: это даже не привычный антигерой типа Лайта, Йохана или Эрена, а что-то ещё страшнее. И нет, он не менялся в процессе сюжета. То есть вообще никак не менялся. Менялось только отношение к нему. 

Киллуа Золдик. Это лучший друг Гона, с которым тот знакомится на экзамене хантеров. Выглядит как самый обычный ребенок его возраста, ведёт себя открыто и дружелюбно, любит игры и сладкое. Однако, он настолько силён, что легко может тягаться со взрослым. И вскоре выясняется причина его силы: он из семьи профессиональных убийц. Казалось бы, где нет такого тропа? Но проблема Киллуа оказывается ещё глубже. Он никогда не хотел быть убийцей, и стремился к нормальной жизни. В процессе он открывается, как очень зрелый и взрослый человек в теле маленького ребенка. Это местный Электроник, презревший ограничения и пробудивший человечность. Возможно, именно с него пошла мода на персонажей типа Юкине или Габимару.

Курапика Курута. На мой взгляд, один из самых сложных и противоречивых характеров в аниме в принципе. И для меня он - эталонный гг для взрослого сёнена. Милый, умный, вежливый, немного меланхоличный и даже женоподобный юноша. И он последний выживший из истребленного клана, ищущий мести. Встречая его, вы ожидаете получить второго Саске, но в итоге получаете характер типа Эдварда, Торфинна или Кеншина, а возможно и ещё глубже. Это истинный и редкий гений с огромным потенциалом, но не осознающий этого и погрязший в самокопании. Светлый ребенок, погрузившийся во тьму и бредущий ощупью, чтобы не утонуть в ней окончательно. По сути, у нас тут классический байронический тип страдающего гения, неведомым образом угодивший в сёнен.

Леорио Паладинайт. По моему мнению, самый недопонятый и недооценённый персонаж. Впервые он предстает перед нами безнадежным человеком: меркантильным, вспыльчивым, недалёким и безответственным. Он с порога заявляет, что для него нет ничего святого в этой жизни, а на экзамен хантеров он пришел только ради денег. Однако, когда всплывает причина его погони за деньгами, к нему проникаешься искренним уважением. Он на поверку оказывается ответственным человеком, прирожденным лидером и отличным отцом и другом. По сути, у нас тут классический нигилист Базаров, не питающий иллюзий, но не утративший альтруизма и оптимизма.

Хисока Мороу. Один из самых ярких и противоречивых антагонистов (а может, не антагонистов), что я встречала. В нем странно и нелепо-абсурдно всё от внешнего вида до поведения. Ты просто не знаешь, как к нему относиться: по началу он отпугивает своей темной неизвестностью, но потом ты начинаешь замечать в нем яркие проблески нормальности. Этакая аллюзия на образ Джокера.

И так абсолютно со всеми персонажами. Здесь есть и отпетые бандиты, рыдающие при виде брошенного щенка; и неказистые инвалиды, способные одним словом вернуть к жизни; и хрупкие девочки, оказывающиеся сильнее любого мужика; и хладнокровные убийцы, готовые на всё ради дружбы; и куча других странных людей и зверей на любой вкус и цвет.
Хочу также отметить, что хоть тут и нет явной романтики, но есть очень небанальные и интересные женские персонажи, опровергающие стереотип о том, что лучшие девочки должны быть милыми.

Конфликт. Это аниме - само по себе конфликт всего со всем, но наиболее явным я выделяю конфликт растущего человека с суровой реальностью.
Здесь каждый из главных героев олицетворяет конкретный этап взросления:

Гон — детство. Это само любопытство, беззаботность и восторг от всего происходящего. Он как будто тот самый гиперактивный племянник, за которым тебя попросили присмотреть. Он ещё не ведает реальности, в его жизни ещё не было серьёзных проблем, он просто не замечает никаких конфликтов и живёт так, как ему нравится.

Киллуа — отрочество. Первое осознание, первое сомнение, первое переосмысление, первый бунт. Это тот самый замкнутый одноклассник из неблагополучной семьи, который в первый раз сбежал из дома. Это первое знакомство с реальностью и первый осмысленный взгляд в будущее.

Курапика — юность. Это подростковый возраст без всяких романтизаций и прикрас. Самокопание, возведённое в абсолют. Это подросток, который не знает, кто он, что он и для чего он, который вчера смеялся и радовался, сегодня рвет и мечет, завтра валяется в апатии, и так по кругу. Способный разрушить что угодно, но от этого очень ранимый и гиперчувствительный. Это тот самый соседский ребенок, который только недавно читал добрые книги и любил весь мир, а теперь увлекся металлом, косплеем и селфхармом, и ты недоумеваешь, откуда что взялось. Это отчаянный поиск истины и беззвучный крик о помощи.

Леорио — молодость. Первый взгляд на жизнь без розовых или черных очков, первое осознанное понимание реальности. Это тот самый безбашенный однокурсник, который отрывается всю ночь, а потом спит на парах. Это первое наслаждение своей свободой и значимостью.

Хисока — зрелость. Это человек, полностью понявший эту жизнь и просто кайфующий от нее. Это тот самый странный сосед-наркоман, вызывающий  сатану в час ночи, просто потому что захотелось и не запрещено. Это человек, знающий все законы и порядки, и шлющий их к чертям. Осознанность под маской сумасшествия.

Путь и цель. Все они охотники, но каждый охотится за своим. На этой охоте вокруг них рыщут и свет, и тьма, и только им решать, как с ними поступить. Добудут ли они желаемое или сами станут добычей, зависит только от них.

В сёнене наиболее распространены три варианта пути главного героя: становление слабака, перевоспитание раздолбая и искупление грешника. Здесь они тоже присутствуют, но во множестве вариаций и градаций.

Гон — это гедонист, живущий моментом и ищущий развлечения всегда и во всём. Мы знали многих таких героев, но главное отличие Гона от всех них — ...он ничему не учится. Поэтому я и начала рецензию с той цитаты. Это эгоистичный ребенок, не отличающий света от тьмы и свободно ныряющий то туда, то туда, и всегда выходящий сухим.

Киллуа — это скиталец, выросший во тьме, но всегда стремившийся к свету. Его цель неопределенна, он просто следует за друзьями в поисках места, которое придется ему по нраву, и жизни, которая покажется ему нормальной.

Курапика — искатель. Искатель всего и везде. Он тот редкий и нетривиальный гений, стремящийся познать весь мир и  и самого себя всеми доступными и недоступными способами. Курапика — это само воплощение серой морали, потому что между светом и тьмой он выбрал тень. Ненормальный романтик, мечущийся из крайности в крайность в стремлении к гармонии. Всесторонне одаренный, и поэтому разрывающийся не на две и не на три части, а на все шесть. Юноша бледный со взором горящим, стремящийся во всём дойти до самой сути. Байронический страдалец, но с волей настолько сильной, что никогда не закончит как юный Вертер.

Леорио — мессия, человек, окружённый тьмой, но не дающий ей победить свет в себе и других. Спаситель и альтруист, готовый вечно бороться с жестоким миром, и имеющий все шансы не повторить ошибок Базарова.

Хисока... Не спрашивайте меня, я не знаю. Возможно, это местный Дориан Грэй, поборовший свой страх старости.

И так абсолютно с каждым.

Стоит ли стремиться к идеалу, если он недостижим? Не отобьёт ли охота на насекомых охоты к новому? Не потеряется ли за паучьей охотой охота за истиной? Не приведет ли охота за добротой к охоте умереть? Не обернётся ли охота на несправедливость охотой на охотника? Знать заранее не может никто.

Выразительные средства. О, они так разнообразны и так быстро сменяют друг друга, что не возможно понять, это создатели пренебрегали своей работой или это просто вы сходите с ума. Здесь всё построено на контрасте: контрасте формы и содержания, контрасте атмосферы и происходящего, контрасте языка и действия. Здесь с такой быстротой сменяются ламповость "Драгонболла", нейтральная меланхоличность "Бродяги Кеншина", мрачный нуар "Охотника на вампиров Ди", научная драма "Стального алхимика", психологический триллер "Монстра", интеллектуальный спорт "Хикару и го", романтика путешествия "Сайюки", унылая безнадёжность "Евангелиона", медитативная грусть "Яйца ангела", суровая жестокость "91 дня", обречённый романтизм "Волчьего дождя", эпичный пафос "Героев галактики" и многое другое, что вы просто не успеваете понять и осознать, нравится вам это или раздражает. Но по итогу вас это точно не оставит равнодушными.
Музыка. Много разнообразных эндингов и не меняющийся опенинг. По ходу действия для вас опенинг превратится из светлой песенки в жестокий сарказм, а над самыми весёлыми эндингами захочется рыдать. Саундтреки иногда отлично ложатся под настроение, а иногда кажутся неуместными настолько, что превращают ситуацию в абсурд.
Рисовка довольно типична для своего времени, однако визуальные эффекты так спонтанны, что из самой спокойной ситуации могут сделать триллер, а из эпичного боя — визуальную новеллу. Половину аниме тебе хочется умереть вслед за режиссурой, другую половину хочется обожествлять создателей.
Детали. Тут чеховские ружья могут сработать или не сработать. Однако отдельно хочется отметить дизайны персонажей: они именно такие, какими кажутся. А их стиль одежды хорошо передает их характер. У Гона одежда вообще не меняется, как и он сам; у Киллуа видны слабые попытки разнообразить стиль, отлично соотносящиеся с его просыпающийся осознанностью; резкие и кардинальные смены стиля Курапики отлично отражают его подростковый бунт и кризис самоидентичности; Лео всегда одет в одном стиле и только меняет некоторые детали под настроение; наряды Хисоки вообще описанию не поддаются. То же самое со способностями "нэн": они отлично отражают внутренний мир и характер всех персонажей.
Это всё — огромный эксперимент с жанром и зрителем.
Другие адаптации. Думаю, многие знают, что существует и другая экранизация манги 1999 года. Если вы гадаете, какую лучше смотреть — однозначно смотрите обе. Они совершенно не похожи, но по-своему шедевральны. Старая адаптация — это более камерная, тонко психологическая и глубоко личная история, с невероятно продуманным миром и дотошным вниманием к деталям. Вся она пронизана меланхоличной, но ламповой олдскульной эстетикой, создающей невероятную атмосферу, будто окутывающую тебя тёплым нэн. Это настоящее торжество визуального стиля и хрестоматия детской психологии, которая точно будет интересна для ознакомления.
Заключение. Это аниме из меня душу вынуло, перевернуло и запихнуло братно. Эта та история, которая не только не наскучит с возрастом, а будет только больше нравиться. Все герои уже стали как родные. Гону хочется любя дать по башке и засадить за уроки, Киллуа и Круапику обнять и сказать, что у них всё получится, с Лео поболтать о жизни (однако от Хисоки как хотелось бежать куда подальше, так и хочется).
Это аниме говорит, что перед тобой открыты все пути, вопрос даже не в том, какой ты выберешь, а в том как ты его пройдешь. Ты можешь взрослеть, но кем ты станешь: воином в тени или серым кардиналом? Ты можешь и не взрослеть, однако кем ты останешься: королём обезьян или маленьким принцем? Ты можешь пуститься в любую авантюру, только что ты скажешь в конце: "я всё потерял" или "это было замечательное приключение"? А может, ты совместишь их все и создашь совершенно новый путь?
Резюме. Если вам хочется небанальной и цельной истории, то вы её здесь найдёте. Если вы ребёнок — смотрите, она заставляет подумать о жизни. Если вы уже взрослый, то сможете ещё раз всё это пережить, перестрадать и  переосмыслить. Если у вас есть дети — посмотрите это вместе с ними, это будет больно, но полезно. И если вы смогли до конца дочитать эту рецензию, то поздравляю — вы готовы к просмотру "Хантера"!
Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Котик_Бегемотик
Аватар Котик_Бегемотик
Все отзывы Котик_Бегемотик 2
Все отзывы на Охотник х Охотник (2011)
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 20.08.24

Меню