Это ответвление сюжета "Вайолет Эвергарден" было закончено до ужасающего пожара в Kyoto Animation, но его выделяет то, что эту работу студия выпустила, едва оправившись от трагедии. Никто не мог этого предвидеть, но "Вечность и автозапоминающая кукла" стала посланием KyoAni о том, чем они были и какие люди в ней работали.
И эта символическая роль подходит фильму по "Вайолет Эвергарден", которая посвящена преодолению трагедии. Как наверняка помнят те, кто смотрел оригинал, Вайолет - ветеран войны, потерявшая нечто очень для нее дорогое. Работая автозапоминающей куклой и доставляя письма, она учится понимать эмоции и как и выражать словами, в конце концов, принимая собственное чувство утраты. Этот фильм происходит через какое-то время после сериала, и развитие Вайолет видно в том, как она держит себя и сочувствует окружающим.
Фильм поделен на две части. Первая - о молодой наследнице, которая не может избавится от пережитков нищенского существования. Эта история сильна сама по себе, у нее захватывающая атмосфера, пронизанная меланхолией, как в лучших местах оригинала. Вторая часть рассказывает о сироте, которая хочет стать почтальоном, не умея ни писать, ни читать. Она гораздо прямолинейней и приторней, и вместе с первой частью показывает все лучшие и худшие стороны сериала - сильную режиссуру, но склонность к переигрыванию. Части слабо друг с другом связаны, но, как это водится в "Вайолет Эвергарден", результат стоит того.
Качество исполнения тоже полностью соответствуют репутации Kyoto Animation. Оригинал был одним из самых красивых произведений студии, и то же касается и "Вечности и автозапоминающей куклы". Освещение и композиция сцен просто выдающиеся, словно повторяющие приемы игровых фильмов, чтобы воспроизвести уникальную атмосферу. Анимация персонажей, за исключением буйства красок на балу, сдержанная и передает тонкие оттенки их эмоций в слабых, но заметных движениях.
Фильм привносит и нечто новое и неожиданно многообещающее - взаимоотношения между двумя девушками, не лишенные некоторых клише юри. Первая часть происходит в школе для девушек, в которой обучаются наследницы богатых семей. Подобно Утене из одноименного аниме, Вайолет ошеломляет леди своей стойкостью и рыцарским поведением, и даже на балу она появляется в платье, отдаленно напоминающем смокинг. Лично я не ожидал, что "Вайолет Эвергарден" так тесно положится на эстетику классического юри, но, оглядываясь назад, должен признать, что она подходит викторианскому духу сеттинга.
Отношения между Вайолет и Изабелла развиваются подобно традиционному сюжету эсу, в котором девушка наслаждается близким общением с другой девушкой во время переходного возраста. Вайолет обучает Изабелла искусству быть леди, и ученице требуется время, чтобы сблизиться с учителем - для нее положение леди подобно тюрьме. Но, когда она ночью оплакивает свое прошлое, и Вайолет проявляет к ней сочувствие, Изабелла притягивается к ней. Они вместе купаются и расчесывают друг другу волосы, и однажды Изабелла мечтает о совместном побеге. Но вскоре работа Вайолет подходит к концу, и она отправляется на новое поручение. Хоть она, как обычно, говорит, что стоит клиенту попросить, и она примчится куда угодно, чувствуется, что это история о ценности мимолетных впечатлений.
Вторая часть тоже сохраняет некоторые элементы юри. Она рассказывает о Тэйлор, сироте, с которой когда-то рассталась Изабелла. Тэйлор общается с коллегой Вайолет, Бенедиктом, и решает тоже стать почтальоном. Эта история намного светлее и веселее, чем первая, но возвращается к тем же темам - расставании с прошлым, которого нельзя вернуть, и связующей силе писем.
Если честно, немного удручает, что сюжет затрагивает социальные проблемы вроде классового неравенства или неравноправия так, словно их невозможно исправить, хотя самому настроению аниме это идет. Но какой толк от писем людям, которые не умеют читать? Неравенство Изабеллы и Тэйлор - источник самых душещипательных сцен. Но даже в несправедливом мире люди могут найти себя в искусстве. KyoAni не смогли бы найти более актуальной морали.
"Вайолет Эвергарден" - не самая моя любимая работа Kyoto Animation, а сюжет фильма - не самый мой любимый в серии. Но именно способность искусства общаться со зрителем демонстрируется в полную силу. Подобно письмам, которые посылают друг другу герои, в фильме хранятся чувства съемочной группы. Даже по прошествии времени, когда смерть разлучит нас с ними, и прошлое уйдет в небытие, эти чувства останутся с нами как доказательство их жизни.