После семейной трагедии, школьница Окко живет с бабушкой в гостинице на теплых источниках, всегда готовой принять любых гостей. Но она быстро понимает, что у них есть незримые постояльцы - шаловливые духи и призраки! Разборки с непослушными привидениями помогают Окко привыкнуть к новой жизни, но потеря родителей тревожит ее гораздо сильнее беспокойных духов...
С одной стороны, "Ученица младших классов — хозяйка гостиницы!" - очаровательный семейный фильм в лучших традициях Ghibli, при этом, не пытающийся копировать их стиль, в отличие от "Мэри и ведьмин цветок". С другой, в нем есть пугающе подробные сцены детской скорби и психических травм. Сюжет сказочный - про девочку, которая встречается с привидениями в сельской гостинице, но ее трагедия плохо вписывается в сказку. В общем, это аниме стоит посмотреть самостоятельно, прежде чем советовать другим, особенно, младшим. Его нельзя назвать недетским, но с ним начинаешь понимать концепцию родительского контроля.
Беда происходит в самом начале. Малышка Окко проводит дни, наблюдая за праздниками в сельской местности вместе с папой и мамой. Для них эта традиция многое значит, но для их дочки это скучно. По дороге домой они попадают в автокатастрофу. Окко цела и невредима, чего не скажешь о ее родителях. И ей мерещится парящий над ней мальчик с длинными верхними зубами.
Проходит немного времени, и городская девочка Окко переезжает в деревенскую гостиницу к бабушке по матери, ее опекунше. Спустя пару сцен, в которых Окко, поистине городской ребенок, ужасается жукам и ящерицам, она снова встречает парящего мальчика. Он живет здесь уже давно, зовут его Урибо, он тот еще нахал, и это только первый призрак, которого Окко встретит...
Сюжет развивается спокойно, фильм можно было бы назвать повседневностью, несмотря на (возможно) сверхъестественные события. По настоянию Урибо, Окко предлагает бабушке свою помощь в управлении гостиницей, и одна из тем фильма - то, как она изучает основы японского гостеприимства в заведении, готовом принять любого. То, как она справляется с многочисленными гостями, напоминает "Ведьмину службу доставки".
У Кики и Окко вообще много общего. Они обе заводят важные знакомства по мере ведения дел и находят в них вызов и поддержку. Эти знакомые - одна из лучших частей фильма. Во-первых, Мацуки - жеманная девочка, учащаяся в одной школе с Окко, которая постоянно кого-нибудь цитирует, от Уолта Диснея до Стива Джобса. Она работает в другой гостинице и видит в Окко заклятого врага, но в дальнейшем претерпевает значительные - и правдоподобные! - изменения.
Во-вторых, Суриё, гадалка, которая живет в гостинице и порой общается с Окко. Фильм намекает, что к общению ее подталкивает скрытое под маской жизнерадостности горе. Она словно вышла из "Ведьминой службы доставки". Конечно, ее пристрастие к торговым комплексам и сетевым аптекам, скорее всего, вывело бы Миядзаки из себя, но сцена в сетевой аптеке, подкрепленная веселым джей-поп, становится катарсисом Окко.
А вот привидения не так запоминаются, хотя довольно весело наблюдать за их командой, которую Окко муштрует, чтобы они как-то помогали вести дела. Очаровательней всех Урибо, друг детства бабушки, ни капли не изменившийся спустя десятилетия, что важно для семейного фильма.
Но, несмотря на все эти радостные моменты, нам время от времени напоминают - Окко все еще скорбит. Вызвать срыв могут даже гости. Один из первых посетителей - мальчик, потерявший мать, и это слишком сильно задевает ее воспоминания о своей утрате. А история другого гостя вызывает очень неприятные ощущения, не сравнимые ни с работами Миядзаки, ни с Pixar.
Фильм не дает однозначного ответа, существуют ли потусторонние обитатели гостиницы на самом деле, или они - всего лишь проявление чувств и мыслей Окко. Все свидетельства их пребывания в этом мире можно объяснить естественными причинами. По крайней мере, сцены разговора с покойными родителями открыто признаются фантазией, созданной тоской по ним. "С тобою на одной волне" или "Воспоминания Марни" размывают границу между реальностью и вымыслом, но здесь проводится аккуратная, но четкая черта между ними, неожиданная для обманчиво простого фильма.
Аниме можно смотреть само по себе, как оно есть, хотя в основе у него лежит длинная серия детских книг от Рэйдзё Хироко. Немного ранее эти же студии - DLE и Madhouse - сняли по их мотивам аниме-сериал с более легким настроением. Впрочем, сюжет фильма с ним не связан, его написал Ёсида Рэйко, ответственный за "Форму голоса" и "Песнь Лу, что возвещает рассвет".
Графику проще всего описать как "приятную" и "работающую на впечатление". Простой дизайн персонажей близок к сериальному и создает ощущение детского мультика. Но это не мешает показывать красоты пейзажей, когда Окко едет на поезде из города в деревню, душераздирающие сцены, как она пытается прижаться к воображаемым родителям, и живую природу вблизи гостиницы. Порой призраки отправляются в полет, но в нем больше веселья, чем величия небес Миядзаки.
"Ученицу младших классов — хозяйку гостиницы!" снимал Косака Китаро, который немало поработал в Ghibli (кроме, как ни странно, "Ведьминой службы доставки"), но гораздо большее влияние на нее оказал сценарий Ёсиды и раскадровка Косаки. Пусть милая рисовка вас не обманывает - финал потрясает не меньше, чем лучшие фильмы Ghibli, не превращаясь в их копии.