Амбициозные аниме-экранизации часто выпадают из поля зрения. Пока
издатели так сильно вовлечены в съемки адаптаций, у новых проектов мало
пространства для экспериментов. Поэтому нередко современные писатели и
режиссеры берут классические произведения, ставшие общественным
достоянием, и создают свою интерпретацию их сюжета или переносят их в
другой сеттинг. Так они могут создать новую историю на базе старой.
По
этому принципу построена "Исповедь "неполноценного" человека" по
мотивам одноименного романа Дадзая Осаму, вышедшего в 1948 году. Хоть
ядро сюжета и персонажи остались неизменными, она совсем не похожа на
оригинал и больше напоминает "Психопаспорт" или "Призрака в доспехах".
Результат получился интересным, но не таким личным и переполненным
научно-фантастическими идеями.
"Исповедь "неполноценного"
человека" можно полюбить за многое, но ключевое слово здесь - "многое".
Оба Ёдзо сохранил множество проблем из первоисточника, и многие раскрыты
буквально. Например, в оригинальном романе фраза "неполноценный"
человек" использовалась в значении лишенного чего-то важного с точки зрения
общества. В аниме же люди буквально превращаются в чудовищ, заставляя
задаваться вопросом - что же делает человека полноценным и не лишимся ли
мы этого в поисках бессмертия?
На бумаге это выглядит интересно,
и оформлено это в духе Shin Megami Tensei - один персонаж воплощает
светлое будущее, а другой стремится к хаосу. Как и в романе, Оба Ёдзо
застрял между ними и скатывается к появившейся в фильме идее
саморазрушения. Но, в отличие от романа, зритель не застрял вместе с
ним. Вместо этого, фильме пытаются сохранить баланс между историей Ёдзо и
более глубоким изучением конфликта на примере других персонажей и
ситуаций.
На практике, для раскрытия всех идей не хватает
времени, а то, что есть, забито технотрепом или пространными разговорами
о высоких материях. Персонажам просто не из-за чего сопереживать. А
из-за того, что оригинал написан от первого лица, сложно понять, через
что проходит Ёдзо, и сюжет в этом плане не помогает.
Зрителям
доведется посмотреть на клевые боевые сцены, особенно погоню на
мотоциклах с робособаками, похожими на творения Boston Dynamics, но
большую часть времени герои изрекают банальности на фоне пейзажей из
снов. Иногда это раскрывает отношения персонажей, но чаще нет.
Стоит
упомянуть и графику. В аниме есть эффектные сцены и на дизайн оно не
жалуется, но сами графические решения безлики. Polygon Pictures уже не
раз изображали фантастические миры, но все они состоят из одних и тех же
серых стен и бледных костюмов. Это повторение уже приелось, и, хоть в
будущем ожидаются "Небесные драконы", пока что у нас есть только смесь
голограмм из "Психопаспорта" с традиционной серостью Polygon Pictures.
Но
даже более интересная графика не заполнила бы нехватку эмоций в сюжете и
персонажах "Исповеди "неполноценного" человека". Можно спорить о том,
насколько это удачная экранизация, но простой зритель, скорее всего,
ничего из нее не вынесет.