Read Manga Find Anime Dorama TV Libre Book Self Manga GroupLe

Рецензия на аниме Sword Art Online

Оценка автора: 6/10
Дата написания:

Оцените рецензию

Рейтинг: 7.86/10 Всего голосов: 7

На самом деле, нет никакой разницы, реальный этот мир или виртуальный. Нет смысла спрашивать других, кто они на самом деле. Остается только поверить в них и принять все, как есть. Потому что их образ, нарисованный в твоем сознании – их истинная сущность.

Кирито



     Одна из самых распространенных тем японской анимации – это тема будущего. Утопии и антиутопии, научная фантастика и социальный роман призваны хоть немного отодвинуть завесу тайн, чтобы увидеть, что ждет человеческое общество. В этой нише массовой культуры давно существует жесткая стратификация, деление по жанрам, свои штампы и концепты. Еще Стругацкие в 80-е годы предсказывали полное заполнение этого литературного направления.

     Однако в начале 2000-х случился фактически прорыв. Вышли первые ранобэ, в которых описывалось новое технологическое будущее, миры, где существуют игры с полным погружением в виртуальную реальность. Конечно, сама идея виртуальной вселенной, которая хранится в пределах разума человека, не нова. Но создатели «Легендарного лунного скульптора» и «Мастеров меча онлайн» скрестили бесконечные возможности виртуальности с классической MMORPG, окончательно стерев различия между реальным миром и искусственно сконструированным. Однако новизна жанра VR-MMORPG, который описывает и будущие виртуальные игры, и романы на эту тему, далеко не в этом. Несмотря на то, что человеку теперь доступны любые фантазии и возможности в пределах разума, любые эксперименты и личная панель инструментов Бога, все, что происходит с героями VR-MMORPG – это быт. Игры разума – это обычная данность, которая не захватывает и не вызывает удивления. Жанровым прорывом в мире литературной и кинематографической фантастики, а также аниме и манги стал жанр «повседневности», помещенный в рамки концепции виртуального мира.

     Экранизированный в 2012 году роман «Мастера меча онлайн» стал библией для первых историй VR-MMORPG, задав планку на многие годы. При этом сама история "SAO" очень проста и банальна, совмещая в себе два сюжетных приема – «игра-выживание» и «спасение принцессы».

     Итак, 6 ноября 2022 года. Некий паренек-игроман с ником Кирито со скуки в очередной раз соскальзывает в виртуальную реальность. По всему миру гремит новость, что вышла первая игра с полным погружением в виртуальность, и все сны стали явью. Однако Кирито-куну уже скучно: он – бета-тестер, тот, кто проходит игру первым, ищет ошибки и заполняет первые страницы игровой энциклопедии. Любителям литературы предлагаю обратить внимание, что в аниме частично реализуется фронтьерская тематика в стиле Фенимора Купера, что срабатывает на аудитории как мышеловка. Поскольку первое, что делает главный герой – это изучает и покоряет неведомый игровой мир, намертво цепляя внимание зрителя.

     В пределах одной серии случается сразу несколько вещей: жадные до новых прокачек фанаты MMORPG бешено глотают каждую минуту сюжета, соображая, на какую игру похоже аниме. Дальше подключается сценарий Такеши Китано, а именно – «Королевская битва», и те, кто уже зевал на 15 минуте истории, внезапно оживляются. Потому что выясняется, что никто из зашедших на сервер игроков не может вернуться из виртуального плена. Дальше под гогот фанатов «Варкрафта» является типичный Варлок и озвучивает голосом создателя "SAO" жестокие заповеди виртуального мира – «А ныне вы все смертны!». И любой монстр, любой босс или моб убивает вас в первый раз и навсегда. Одновременно злой Админ предупреждает, что отключиться самому от "SAO" нельзя. Небольшой импульс – и тысячи людей лежат в своих кроватях с поджаренными мозгами.

     Естественно, на последних минутах первой серии случается дикая паника. Ситуацию усугубляет принудительная деанонимизация, так что рассыпаются игровые группы и сладкие парочки. Некоторые смиряются с судьбой и бросаются вниз с первого уровня великого стоуровнего города-крепости Айнкрад. Остальные, поныв и пожалев себя, отправляются покорять вершину в прямом смысле этого слова.

     С этого и начинается история Кирито-куна, одинокого мечника, который теряет сокомандников быстрее, чем распродает лут.

     Плюсы "SAO" ограничиваются статусом новичка в аниме-индустрии: до этого ничего такого не было, и сравнить даже не с чем. Однако под слоями якобы новых концепций и задумок покоятся древние штампы, от которых зачастую сводит зубы.

     Например, Кирито-кун – типичный тихий мальчик-игроман с мягким характером и способностью быстро прокачивать персонажей. Местами напоминает Синдзи из «Евангелиона», местами на Рина из «Синего экзорциста», но больше всего – серых ОЯШей гаремных аниме. Естественно, будучи таким предсказуемым, примерно с пятой серии Кирито-кун набирает себе гарем распрекрасных девушек, каждая из которых мила и преданна истинному «про-геймеру». Самая яркая из них – Асуна, которая мгновенно стала богиней всея интернета наравне с Аской и Аянами Рей. Вооружившись тактикой, а также прекрасной девушкой, Кирито-кун довел зрителей до 15 серии, провел эпичный финальный бой и научил злого Админа смыслу жизни.

     Однако зрителя ожидал рояль в кустах. Сюжет не прекратился, а лихо трансформировался в достославную легенду о спасении принцессы. Богиня всея интернета Асуна попадает в беду, и наш герой возвращается в виртуальный мир, чтобы всех наказать, кого нужно помирить, взять разработки Админа и создать свой лунопарк с холодным чаем и прекрасными феями.

     Кажется, все это где-то когда-то было.

     Были и битвы «стенка на стенку», были коварные предатели в гильдиях и в рядах друзей, были сумасшедшие похотливые злыдни, которых Кирито-кун наказывает с особой жестокостью. В общем, "SAO" – это очередная реабилитация классического слабого ОЯШа, который благодаря силе воли и правильной прокачке всех вынесет, решит свои проблемы и комплексы, получит лучшую девушку и т.д.

     Единственная идея, которая может заинтересовать зрителя, будучи относительно свежей – это межличностные отношения и быт в виртуальной вселенной. Однако пример виртуальных отношений выбран неудачно: Асуна и Кирито молоды и красивы, и поэтому они без проблем переносят свою любовь в реальность. Куда интереснее смотрелись бы диссонансные отношения, когда прекрасный эльф оборачивается в реальности огром.

     Еще одна свежая идея – контроль над чувствами и восприятием человека с помощью виртуальности, когда легко потерять грань между выдуманным и существующим. В частности, сюжет аниме – прямое доказательство того, что весь мир существует только в голове человека и, теоретически, может быть бесконечно относительным и условным до безумия. Это на 100% оправдывает жизнь хикки, поскольку если нет разницы между реальным и выдуманным, то зачем платить больше?

     Несмотря на штампы уровня «спасение принцессы», «больше няшек на квадратный метр», "главный герой – overpower", само исполнение и анимация – на высшем уровне. Разработан прекрасный саунд, который очень вовремя входит в картинку, вызывая у зрителя ностальгию по «Пяти сантиметрам в секунду» и «Варкрафту» одновременно. "SAO" даже задал планку качества по неким мелким движениям героев, вроде упавшей пряди или движению меча, максимально приблизив историю к быту реального человека.

     «Нормальной» смотрится даже сестра Кирито, которая увлеченно размахивает деревянным мечом, занимаясь многие годы кендо от скуки.
 
     Резюмируя, следует сказать, что "SAO" – это мега успешный проект, который паразитирует на типичных концепциях и историях, одновременно умудряясь дать зрителю немного пищи для ума. Будучи первопроходцем, это аниме даст шанс другим проектам, которые предоставят зрителю и умного главного героя, и необычные ситуации, а, если повезет, исключат «гаремный фактор».

     Однако любители MMORPG будут страшно недовольны глупой прокачкой героя, любители полноценных сюжетов – отсутствием логики, а искатели романтики возопят, что любовной линии было мало.

     Если вы только знакомитесь с жанром VR-MMORPG, аниме поможет вам адаптироваться. Но если вы – адепт направления, пожалейте себя и своего времени. Почитайте лучше «Восхождение героя щита», в конце концов. 
Обсудить

Автор: Rungerd
Аватар Rungerd
Все рецензии Rungerd 46
Все рецензии на Искусство Меча Онлайн [ТВ-1]
Добавить рецензию

Вернуться к остальным рецензиям
Пользовательское Соглашение | Жалоба на контент | Для правообладателей | Реклама на сайте | О нас
Read Manga Find Anime Dorama TV Libre Book Self Manga GroupLe